Организация Freedom House в 2000 году провела исследование "Век демократии. Обзор глобальных политических перемен в XX веке". В нем обобщены данные о динамике политических режимов в 192 странах мира с 1950 по 2000 год.
Согласно данному исследованию, демократические режимы, при которых лидеры определяются на многопартийных и многокандидатных выборах, основанных на принципе состязательности, а оппозиционные партии имеют возможность бороться за власть или участвовать в реализации власти, существовали в 120 странах, или в 62,5 процента обследованных стран; в условиях демократии проживало 58,2 процента населения планеты.
Это исследование подтвердило тот факт, что признание значимости демократических ценностей стало общепринятой нормой во всем мире.
В конце 80-х годов социальные перемены в Центральной и Восточной Европе лишили западные страны их привычной монополии на истинную демократию. Политические, экономические, социальные перемены в постсоциалистических странах требовали быстрого поиска новых политических идеалов. Ими становились чаще всего демократические ценности западного образца, как правило, либеральные. В результате чего сквозь розовые очки открывшейся перспективы западную демократию стали воспринимать как фетиш, как бесспорную ценность, которую необходимо оберегать и защищать при любых обстоятельствах.
Идеализация демократии заслоняет ее истинное содержание. Демократия в действительности - не самоцель и не образец социально-политического совершенства, она - не более чем инструмент для достижения определенных общественно значимых целей.
Мы по существу присутствуем при расцвете феномена социально-политического фетишизма демократии, который связан с отождествлением демократии, свободы, справедливости и даже экономического благополучия. Это очень опасная тенденция. И опасность эта связана прежде всего с тем, что фетишизация демократии рождает социальную пассивность, притупляет чувство личной ответственности за все, что делается здесь и теперь. Ведь неизбежность прихода демократии представляется в конечном счете результатом движения "колеса истории".
Общеизвестно, что любое вещество может оказаться ядом. Две ложки меда - это сладко и вкусно. Но если человеку скормить в один присест килограммы меда, сильнейшее отравление неизбежно. Современный политический мир отравлен формалистикой и штампами. На Западе он все больше и больше напоминает язычество: вера в силу тотемов и фетишей при явном нежелании погружаться в суть явлений, активно и радикально меняющих систему координат.
Недобросовестным политикам при реализации нечестных политических схем фетишизация, в данном случае демократии, только на руку. Что нужно для того, чтобы расширить свое влияние на сопредельных территориях? Во-первых, туда нужно попасть, во-вторых, закрепиться. Поэтому первыми запускаются хоругвеносцы демократии, а следом идут контингенты с автоматами. Старинная технология, известная еще со времен монахов-францисканцев и конкистадоров.
Современная мировая история развития демократии знает примеры "циничного демократизма", когда при полном соблюдении парламентских процедур принимались решения, связанные с убийством мирных жителей иностранных государств. Причем цивилизованные европейские государства, видимо, от избытка демократии, посылают своих солдат убивать другие народы с помощью танков и боевой авиации. Демократия "на экспорт" так же опасна, как троцкистский экспорт революции. Мы это проходили еще при советской власти. А те, кто нас демократии учит, очевидно, все еще болеют менторством. Суверенная демократия ничего общего не имеет со стремлением к автаркии и самоизоляции. Россия - открытая страна. В Европе некоторые государства, считающие себя демократическими, не допускают иностранных наблюдателей на свои выборы, что не мешает им не только гордиться своей демократией, но и исправно посылать своих наблюдателей на выборы в Россию.
Но мы - у себя дома. Себе на уме. Знаем, что делать и не делать. Мы должны построить дееспособное общество.
Движение России к демократии по своим основным векторам в целом совпадает с той дорогой, по которой двигались к ней другие страны. Однако наш путь оказался более извилистым и долгим. Понять особенности этого пути - это понять особенности самой России. Но, согласитесь, в таком случае придется признать, что раз у России есть особенности, значит, неизбежны особенности любой политической формации, которой пользуется наша страна при государственном строительстве. На демократию сия аксиома также распространяется.