Доходы бюджета в первом квартале оказались на 9% ниже ожидавшихся

Основным фактором снижения доходов бюджета стало изменение макроэкономических показателей, а именно - уменьшение цены на нефть марки Urals, снижение экспортных цен на газ, снижение курса доллара по отношению к рублю, что лишь отчасти было скомпенсировано ростом ВВП и увеличением объемов экспорта и импорта.

Основными источниками доходов бюджета за первый квартал стали вывозная таможенная пошлина (28 процентов), налог на добавленную стоимость (26,9 процента), налог на добычу полезных ископаемых (15,6 процента) и налог на прибыль организаций (8,4 процента). Но именно ситуация по налоговым доходам "внушает кабинету министров обеспокоенность, и прежде всего по налогу на добавленную стоимость (НДС)". "Недобор НДС объясним налоговыми новациями, которые вступили в силу с 1 января 2007 года", - считает правительственный источник "РГ".

Правда, и неналоговые доходы за первый квартал текущего года оказались на 12,9 процента меньше намеченных показателей. Тем не менее финансовое ведомство настаивает на том, что, несмотря на снижение доходов, профицит бюджета составляет 4 процента ВВП. Хотя "и по доходам, и по расходам намеченные показатели не выполнены".

Как бы то ни было, но правительство явно не собирается снижать расходы в преддверии выборного года, вместо этого минфин в очередной раз получит традиционное предложение разработать меры по обеспечению собираемости налогов. "Речь не идет об изменении ставок, это однозначно", - уточнил правительственный источник. Речь идет об улучшении администрирования, над которым ведомство Кудрина бьется не первый год, и, пожалуй, безрезультатно. Аналитики при этом довольно пессимистично смотрят на ситуацию и считают, что по году все же будет недобор налогов. Так что скорее всего Белый дом будет готовиться к сокращению профицита.

У кабинета министров тем временем большие планы. В бюджете-2007 Кудрину необходимо найти средства на разработку проектно-сметной документации по Дальнему Востоку, на ветхое жилье, а сегодня еще 8,9 миллиарда рублей попросит у правительства на нужды лесного комплекса.

Несмотря на то, что за последние полгода это уже третий доклад министерства природных ресурсов о ситуации в лесном хозяйстве, два документа - перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и программа глубокой переработки - до сих пор так и не готовы. В конце марта ведомство Виктора Христенко опубликовало проект порядка подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов. Однако ряд положений минпромэнерго по предоставлению преференций инвесторам в лесопромышленной отрасли "забраковало" минэкономразвития. Впрочем, со многими предложениями не согласились и в Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхозе).

В частности, ведомство Христенко предложило ранжировать предложения инвесторов по объему средств, а также в зависимости от степени важности проекта - регионального или федерального уровня. Минэкономразвития и Рослесхоз посчитали это нецелесообразным и отрицательно отнеслись к предложению о беспошлинном вывозе необработанной древесины на время строительства объектов ЛПК. "Надо поддерживать проекты с высокой добавленной стоимостью, проекты в сфере высокотехнологичного ноу-хау", - пояснил правительственный источник. Таким предприятиям, по его мнению, можно предоставлять колоссальные льготы. Правда, при этом источник не исключает возможности предоставления лесных ресурсов без аукционов под хорошие инвестиционные проекты.

Сегодня же минприроды предложит продлить сроки утверждения лесных планов и регламентов, а также перезаключения действующих договоров в сфере землеустройства до 1 января 2009 года. "Все это позволит субъектам спокойно и качественно выполнить возложенные на них Лесным кодексом функции", - заметил источник "РГ".