Сергей Иванов отметил 100 дней на посту первого вице-премьера большой пресс-конференцией

Для первого зампреда в режиме реального времени организовали телемост с Санкт-Петербургом, Новосибирском, Нижним Новгородом и Ростовом-на-Дону. Журналисты атаковали Иванова по всему информационному фронту - от возможной экстрадиции в Англию Андрея Лугового до перспектив вступления России в ВТО. От иных вопросов первый вице-премьер морщился, но тем не менее добросовестно излагал свою точку зрения.

Вопреки мнению, что за три месяца разобраться в хитросплетениях нашей экономики невозможно, ни на одной проблеме первый вице-премьер, что называется, не плыл. Даже о таких специфических областях, как атомная энергетика, Иванову было что рассказать. Журналист из Нижнего Новгорода попросил его оценить экологические последствия строительства в регионе АЭС. Иванов напомнил, что Россия испытывает серьезный дефицит электроэнергии, а мирный атом позволит его ликвидировать. Станцию в Нижегородской области хотят построить к 2016 году.

- Однако не стоит рассуждать по-обывательски, - заметил первый вице-премьер. - Мол, вы в Москве решили плюхнуть в Нижний Новгород АЭС, а после этого хоть трава не расти. Прежде чем стройка начнется, проект пройдет самый строгий контроль, в том числе экологический.

После визита на "Севмаш" Иванов активно продвигает идею плавучих ядерных электростанций. Первая такая АЭС должна решить энергетическую проблему Северодвинска. По подсчетам экспертов, ее введение удешевит энерготарифы в городе минимум в 3 раза. Если же говорить в целом, то через восемь лет российские атомщики планируют ежегодно вводить в строй по два энергоблока.

Много Иванов говорил об одной из главных российских бед - дорогах. Почему-то считается, что эта проблема характерна только для Сибири и Дальнего Востока. В минувшее воскресенье Сергей Иванов всего в 350 километрах от столицы, в Тверской области, увидел такие ухабы, что в кювет летят даже тяжеленные фуры. Выход из положения первый вице-премьер видит в том числе в строительстве платных автомобильных дорог. Но параллельно с коммерческими хайвеями должны идти бесплатные трассы - конечно, не столь комфортные, зато доступные всем.

В этом месяце Иванов впервые провел заседание новой правительственной комиссии по промышленности, технологиям и транспорту. Она будет играть роль своеобразного третейского судьи при выборе финансовых приоритетов в отдельных сферах экономики. Вчера первый вице-премьер вспоминал об этой комиссии дважды - когда ему задали вопрос по развитию сельскохозяйственного машиностроения и станкостроению. Признав, что там и там состояние дел плачевное, Иванов пообещал: обе темы обязательно обсудят, там же и подумают о мерах поддержки отечественного производителя.

В том, что надо лоббировать собственных промышленников в правительстве, похоже, не сомневаются. Вообще поддержка инвесторов, в том числе зарубежных, провозглашена одним из краеугольных камней нашей промышленной политики. По словам первого зампреда правительства, после отказа от жесткого администрирования отдельных секторов экономики государству надо создать внятные условия игры, по которым на отечественном рынке станет играть и российский, и зарубежный капитал.

Как военные заводы могут не просто выживать, но и неплохо зарабатывать, Сергей Иванов объяснил на примере Новосибирского авиационного производственного объединения. На этом предприятии сейчас собирают современный самолет Су-34 для Военно-воздушных сил. Но сидеть исключительно на гособоронзаказе авиастроители посчитали неправильным и добились выгодного контракта по гражданскому сектору - будут изготавливать кабины для пассажирского "Суперджета".