24.05.2007 00:00
    Поделиться

    Верхняя Волга осталась без паромного сообщения

    Навигация с молитвой

    Самыми первыми начали эту навигацию паромщики старинного ярославского города Мышкина. Они "соединяют берега" уже с первых чисел апреля. На переправе здесь всегда уйма машин и народу. Паром здесь связывает не просто два берега, а можно сказать, одну половину области с другой. На левом берегу – Брейтовский, Некоузский, часть Мышкинского районов.
    Ольга Минаева, заместитель главы Мышкинского муниципального образования по ЖКХ и транспорту, рассказала, что владелец парома – частная организация отремонтировала причал так, что теперь заезд на паром не зависит от уровня воды. На Мышкинском берегу  построили домик с залом ожидания. Теми же самыми удобствами планируют обеспечить и другой берег.  
    Первый рейс в семь утра, последний – в восемь вечера. Летом паромщики собираются начинать работу на час раньше и на час позже заканчивать. Бюджету перевоз не стоит и копейки. При этом люди едут бесплатно: убытки компенсирует перевоз автомобилей.
    В сорока километрах от Ярославля – город Тутаев. Навигация тут началась 5 мая.  У местных паромщиков есть конкуренты – по Волге беспрестанно курсирует несколько моторных лодок в сотне метров от пристани, и туда выстраивается очередь: путь на другую сторону в моторке занимает не больше трех минут. В лодке на заднем сиденьи – оранжевые спасательные жилеты. И недаром – водное такси мчится, высоко подпрыгивая на волнах, да так, что бабуля рядом шепчет молитву. Все удовольствие стоит десятку. На пароме – одиннадцать рублей. Перевоз автомобиля обойдется в сотню.
    В Тутаеве организация перевоза через Волгу – на плечах городского поселения. Убытки ярославским речникам, которым принадлежит паром, возмещает казна города: из бюджета поселения им выплачивается 740 тысяч рублей за навигацию. Для бюджета поселения сумма солидная. А что делать? Людям каждый день надо переправляться с берега на берег – кому по работе, кому по личным делам.
    А вот в Некрасовском, ниже по Волге, за Ярославлем, из-за этих дотаций, а точнее их нехватки в районном бюджете, с паромом вечно проблемы. Одну навигацию ходит он из поселка Некрасовское в Красный Профинтерн, другую – не ходит. До сих пор местные власти не знают, будет паром или нет. В ОАО "Речной порт" досадуют, когда заходит разговор о Некрасовской переправе –  в прошлые годы там проблемы возникали с оплатой за перевоз. Районное начальство ссылается на то, что перевозка здесь межмуниципальная, стало быть, платить должны не только некрасовцы.
    В комитете по транспорту Ярославской области исполняющий обязанности председателя Иван Пургин прокомментировал: "Переправа относится к компетенции муниципального округа, а не области. Они должны предусмотреть средства в своем бюджете, провести конкурс и заключить договор с перевозчиком".


    За шесть с полтиной без цейтнота

    Шесть рейсов в день выполняет с мая паром из Красного-на-Волге в Костромской области на противоположный берег, в деревню Красная Пожня. Тариф для пассажира – 6 рублей 50 копеек. Паромная переправа экономит много времени местным жителям: если добираться через Кострому, времени уйдет с пересадками часа три, да и дорога не ахти на правом берегу. Отсюда километров пятнадцать до Приволжска в Ивановской области, а там почти столько же до новой туристической Мекки – Плеса. Впрочем, туристов возят туда и на катере.
    Раньше через Кострому в Волгореченск, Плес и далее до Нижнего ходили "Ракеты" и "Метеоры". Сейчас из-за разграничения полномочий перевозки поделились на внутримуниципальные и внутриобластные. В былые времена каждый час ходили скоростные суда, сновали речные трамвайчики. И сколько народу перевозили! А сейчас вместо пристани в Волгореченске пляж. Не стало пристани в Семигорье Ивановской области.

    Тишина на пристани

    Ответа на звонок на Юрьевецкую пристань, что в Ивановской области, признаться, даже не ожидала. В диспетчерской сообщили: паром через разлив в Сокольское перестал ходить еще в 90-е годы прошлого века. Ходу в Сокольское по суше где-то на полтора часа. На "Метеоре" бы – двадцать минут. Ходят ли лодки? Только на острова – летом народ там загорает. А что же делают на пристани? Да ничего…
    Сокольское до референдума 1993 года относилось к Ивановской области, теперь его жители – нижегородцы. Сто лет назад здесь основана судоверфь, где сооружались дебаркадеры, брандвахты, рыбные, угольные и хлебные баржи. Живет здесь тысяч шесть человек: вдвое меньше, чем в Юрьевце. Жизнь в этих местах не сказать, чтобы била ключом. Разве пойдет инвестор в такие труднодоступные места, разве останется здесь молодежь?
    Вот что сообщил начальник отдела экономики Юрьевецкой районной администрации Михаил Мальков:
    – В прошлом году главы трех районов – Пучежского, Юрьевецкого и Сокольского проявили инициативу: вышли на губернатора Нижегородской области Шанцева с просьбой организовать рейсы скоростных судов до Юрьевца и Сокольского через Пучеж. Ведь между этими районами исторически сложились экономические связи, а между жителями – родственные. От наших трех районов потребовалось лишь очистить акваторию у пристаней – заилена, установить знаки. Экономическую сторону взяли на себя нижегородцы. И целый август ходили суда, возили пассажиров. Что в этом году будет – мы не знаем.

    Паром в натуре

    Поразительно, но в одном из укромных уголков Костромской области, в Макарьевском районе, навигация идет полным ходом. Здесь, на реке Унже, которая впадает в Горьковское водохранилище, целых два парома! Народ в этих лесных краях на пароме добирается из крупных приречных сел на работу в лес­промхозы. На пароме в отдаленные деревеньки доставляют продукты, баллонный газ, пром­товары. СП-29 ходит в Горчуху, Дорогиню, Первомайку, Юрово. Семь тысяч населения живут на левом берегу. Раньше ходил катер с понтоном Унженской сплавной конторы. Теперь ни катера, ни конторы. А так, отсюда до Горького 280 километров, да и до Костромы  под двести будет.
    Перевозку на одном из паромов поручили дорожно-эксплуатационному предприятию №18. Генеральный директор Александр Стакин рассказывает, что к 17 апреля, началу навигации, заново сделали подъездные пути, освещение, сами причалы – теперь заезд не зависит от уровня воды в реке. "А то раньше глушители только так отрывались у машин!" Переправа широкая – когда ледовую делали, вышло 240 метров. Сам паром принадлежит предприятию Костромаавтодор.
    Удивительно, но здесь, несмотря на то, что это внутримуниципальные перевозки, перевозчиков дотирует область. Как сообщил первый заместитель главы Макарьевского района Лев Зубилов, районному бюджету  ни содержание парома, ни собственно перевозка пассажиров ничего не стоят.
    Пятнадцать навигаций уже отходил паром Чернолуховского лесхоза. С шести утра до девяти вечера трудятся в две смены два капитана, механики, слесарь. Директор этого предприятия Владимир Комаров завидует соседям: им область дала четырнадцать миллионов рублей на обустройство причалов, освещение и прочее. А лесхоз содержит все на собственные средства. И, конечно, переправа не окупается. На одну зарплату команде за навигацию идет 50 – 60 тысяч рублей.  Тем не менее, пассажиров возят бесплатно, хотя за переправу автомобилей берут шестьдесят, а мотоциклов –  двадцать рублей. 
    Паром чернолуховский  называется "Бесов нос". Купили его в Архангельской области, на Русском Севере есть место с таким названием. "Бесов нос" прославился на кинопоприще: его арендовал режиссер Георгий Шенгелия для съемок фильма "Флэш.ка". На этом пароме переправлялись герои фильма, которых играли Екатерина Гусева, Евгений Стычкин и Андрей Ташков. По сценарию, в деревне они отдыхали от суетной и тяжелой жизни в мегаполисе, собирали грибы и пили парное молоко.

    Поделиться