Расходы федерального бюджета по этим двум статьям на 2010 год могут быть увеличены при разработке бюджета на 2009-2011 годы, сказала она, отвечая на вопрос "РГ" на пресс-конференции. Теперь, по словам Голиковой, минфин при планировании бюджета переходит на режим "скользящей трехлетки". И по мере формирования бюджета на 2009-2011 годы он будет рассматривать расходы по этим разделам, исходя из подготовки новых программ. Что же касается запланированного сейчас снижения расходов, то по разделу "национальная экономика" оно предусмотрено в связи с тем, что в 2010 году прекратится перечисление взносов в уставные капиталы акционерных обществ электроэнергетики. Кроме того, как уже сообщала "РГ", принято решение об ускоренном завершении федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы". При этом те затраты, которые ранее планировались в 2010 году, переносятся на 2008 и 2009 годы. Примерно такая же ситуация и по расходам на культуру и СМИ.
Под "сокращение" фактически не попадут и расходы на выплаты врачам и учителям в рамках нацпроектов, утверждает Голикова. Эту тему, напомним, подняли депутаты Госдумы при предварительном обсуждении бюджета в комитетах и фракциях. Они волновались, что, поскольку в 2010 году обязанности по этим выплатам будут переданы регионам, региональные бюджеты не смогут поднять такую нагрузку. Объемы ассигнований на эти цели в 2010 году предусмотрены в том же объеме, как и намечалось, заверила Голикова. Но до тех пор, пока нет определения передачи этих ассигнований, они заложены в разделы "Образование" и "Здравоохранение". Поэтому некоторые депутаты и "не увидели" этих расходов.
Региональные бюджеты будут получать и другую помощь. И хотя минфин не отказывается от идеи дифференцированного распределении налоговых доходов между регионами, пока не настало время приступить к ее реализации на практике, признала замминистра. И в ближайшее время будет действовать прежняя схема, при которой из федерального бюджета поддерживаются наиболее необеспеченные территории. Это связано с большим разрывом в социально-экономических условиях развития регионов, пояснила замминистра Голикова. Сейчас эта разница между десяткой самых успешных и десяткой "отсталых" регионов составляет 13 раз. Но после выравнивания за счет средств федерального бюджета разрыв сокращается до 4 раз.
Еще одна важная новость, которую сообщила журналистам Голикова, касается возможного повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как известно, с сентября этого года он будет увеличен c нынешних 1100 до 2300 рублей. Но уже сейчас звучат предложения ускорить повышение МРОТ. Договоренность добиваться этого была достигнута между представителями Госдумы и профсоюзами. Однако такой шаг возможен лишь после того, как минфин отследит ситуацию с нынешним повышением и проанализирует ее последствия, заметила Голикова.
Между тем уже летом этого года правительство может рассмотреть поправки в бюджет этого года в той части, которая касается реализации поручений президента в Послании Федеральному собранию. Напомним, что там шла речь о дополнительной капитализации институтов развития, создании корпорации нанотехнологий, выделении денег на ремонт аварийного жилого фонда, дорожное строительство. В "первую очередь" поправок, рассказала Голикова, могут попасть те, которые касаются выделения 30 миллиардов рублей на дорожное строительство и 250 миллиардов рублей на поддержку Банка развития. А вторую часть поправок будут рассматривать, скорее всего, осенью. Они будут касаться выделения средств на нанотехнологии и жилищно-коммунальное хозяйство. Впрочем, окончательное решение о сроках будет принято после получения и консолидации в бюджете всех денег от продажи активов "ЮКОСа". Кстати, по словам Голиковой, не исключено, что эта сумма окажется несколько больше той, что намечали получить раньше - не 400 миллиардов рублей, а 450 миллиардов или даже чуть больше. А деньги на поддержку Банка развития возьмут из Стабфонда.
При этом, надеется Голикова, "распечатывать" Стабфонд в этом году не придется. Такие опасения уже высказывались некоторыми экспертами в связи с недопоступлением налоговых доходов в первом квартале. "Недобор" действительно есть, признала замминистра. По итогам трех месяцев доходы казны оказались меньше намеченных на 149 миллиардов рублей. 17 миилирадов из этой суммы должны были пойти на финансирование расходов, а остальные деньги - уйти в Стабфонд. По объяснению Татьяны Голиковой, такая ситуация возникла из-за невыполнениея плановых показателей по сбору налога на добавленную стоимость (НДС) и снижением нефтяных цен в начале года. Но первый квартал не является показательным. Сначала надо дождаться итогов по исполнению бюджета за пять месяцев, и лишь потом принимать решение о корректировке параметров бюджета, считает заместитель министра.