25.05.2007 03:30
    Поделиться

    Михаил Фрадков попросил министра природных ресурсов "не умничать" и заняться дровами

    "Иначе мы кусок потеряем, а потом будем себя корить, вместо одной поставим две лесопилки, а пилить уже будет нечего, одни сучки останутся", - предупредил председатель правительства.

    Обсуждение лесного вопроса в последнее время, как правило, проходило сложно, но чтобы общественное публично перешло в личное, бывало редко. Вчера же главный финансист Алексей Кудрин, услышав о том, что МПР настаивает на выделении в 2007 году дополнительных 8,9 миллиарда рублей на управление лесными ресурсами, решил защищать главный финансовый документ страны, который и без того страдает от недобора налогов, но не в одиночку. Если уж глава МПР Юрий Трутнев и должен с кем-то бороться, то уж не только с минфином, видимо, посчитал главный финансист и закрутил интригу. Кудрин постарался напомнить ему, что заявку на выделение 8,9 миллиарда рублей не поддержало минэкономразвития. Следовательно, и претензии к нему - не по адресу. Более того, ранее минфин получал заверения о том, что вступление в силу с 1 января текущего года новой редакции Лесного кодекса не потребует выделения дополнительных средств.

    Трутнев, правда, не стал вступать в дискуссию с главным финансистом, заметив, что не убежден в корректности обсуждения данного вопроса на заседании правительства, но готов впоследствии лично разъяснить ситуацию Кудрину. "Готов показать дюжину писем, где говорилось о необходимости финансирования этих расходов", - привел последний аргумент Трутнев.

    Главный экономист Герман Греф не стал вставать ни на сторону своего коллеги-финансиста, ни защищать позицию главы минприроды. Он лишь заметил, что из указанных дополнительных средств порядка 6 миллиардов рублей необходимо только на межевание лесных участков. "Невозможно сдать в аренду неидентифицированный лесной участок. Лесной кодекс не ввел никаких новаций по этой сфере, и сейчас мы должны осуществить эти функции, - мудрено пояснил Греф. - Это раньше договора заключались по принципу от поля до леса, но такая практика должна быть прекращена". В общем, чтобы заключить договор аренды лесного участка, сначала необходимо зарегистрировать его и установить границы земельного участка.

    Что же касается источника финансирования, то Греф напомнил, что субъекты будут получать доходы от аукционов. То есть деньги от использования федеральной собственности - леса - придут не в казну, а в субъекты. Чем не поддержка? Так что главный экономист предложил рассмотреть возможность осуществить финансирование новых полномочий субъектов за счет этих средств.

    Но Кудрин явно обиделся и никак не мог смириться с тем, что МПР фактически слукавило, а теперь не просто просит, а настаивает на увеличении финансирования. Поэтому все предложения Трутнева наталкивались вчера на яростное сопротивление Грефа, так же как и предложение изменить порядок использования фонда по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в связи с необходимостью тушения лесных пожаров. "Тушение - это постоянная функция, требующая постоянного планирования, а средства этого фонда, как правило, направляются на ликвидацию последствий и компенсации населению, а не на плановые мероприятия", - пояснил свою позицию глава минфина.

    - Меня радует, что министерство финансов может планировать пожары, мы же их не планируем, а боремся с ними, - язвительно заметил глава МПР. - Все под Богом ходим, ситуации могут быть различными, нам нужно понимать, что делать, а если вступать после каждого пожара в переписку с минфином, сгорим все.

    Кудрин, конечно же, ни переписываться, ни планировать пожары явно не готов, но и денег для фонда на тушение пожаров не дал, заметив, что и сейчас эти средства расходуются неэффективно.

    В общем, перепалка с Кудриным закончилась для Трутнева неудачно. Зато кабинет министров согласился с тем, что надо передвинуть сроки утверждения лесных планов и регламентов, кадастрового учета лесных земель по материалам лесоустройства, перезаключения действующих почти 11 тысяч договоров об аренде лесных земель на год - до 1 января 2009 года.

    Послушав о качестве управления лесными ресурсами, премьер явно расстроился и решил, что только тот, кто больше всех радеет за "людей, которые должны свободно гулять по лесу и собирать грибы и ягоды", сможет серьезно заняться координацией госполитики в лесном хозяйстве. А кандидат нашелся быстро: первый вице-премьер Сергей Иванов, взявшийся в последнее время за промышленность с президентской хваткой и рассуждавший вчера об ужесточении наказания за грубые нарушения правил лесозаготовки и хищническое отношение к лесам. Он заметил, что лесная отрасль вышла в лидеры по криминализации, ущербу от пожаров и "просто по варварскому ведению дел в этой отрасли, что наглядно было продемонстрировано во время поездки главы МПР в Читинскую область".

    "Если мы к 2009-2010 годам не создадим нормальные привлекательные условия для инвесторов, то у нас не поднимется уровень деревообработки и соответственно наши лесозаготовители окажутся в глубочайшем кризисе. Еще хуже, чем сейчас, потому что наступит тромб и некуда будет вывозить эту древесину, поскольку мощностей не хватит для переработки", - пояснил Иванов. От него же досталось и минпромэнерго, и минэкономразвития, которые до сих пор не согласовали перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

    Итог дискуссии подвел глава минсельхоза Алексей Гордеев, обратившись с просьбой предусмотреть в Лесном кодексе принцип льготного доступа к лесу для сельских жителей: "А то сегодня и земля частная, и вода частная, и лес частный, и у людей создается впечатление, что у них все отняли".

    - Можно, конечно, мечтать, что в каждую деревню придет "Газпром" и известная фраза классика: "Откуда дровишки? Из лесу вестимо" - может вообще уйти из лексикона, а будущие поколения и вовсе не поймут, как это - дрова заготавливать, - заметил он.

    Правда, Трутнев посчитал, что эта тема "вызывает много проблем и злоупотреблений".

    - У всех ощущение некой неудовлетворенности, - обреченно сказал Фрадков. - Я бы к этой теме еще и рыбу отнес. Наш ресурс плохо управляется. Так что рассчитываю, Сергей Борисович, на вашу инициативу и активность и возможности координировать на уровне первого вице-премьера эту работу, тянуть хотя бы за цепочку переработки - с конца надо начать и вернуться к лесопользованию.

    Молчавшему до сих пор главе Федерального агентства лесного хозяйства Валерию Рощупкину за это от премьера и досталось: "Рощупкин сидит на последнем ряду и возникает вопрос: вы опытный человек? Вы на себя проецируете дискуссию, проблемы?" - возмутился Фрадков, тут же наделив главу Рослесхоза министерским портфелем. "При всем уважении к МПР и Юрию Трутневу это - министерство геологии, и если станет министерством природных ресурсов, если мы настойчиво будем проводить линию на совершенствование управления, то для этого потребуется не один год и еще черного хлеба две буханки нужно будет съесть без соли", - заметил глава кабинета. Президент, по его мнению, дает поручения и рассчитывает, что правительство и регионы адекватно отреагируют на постановку вопроса, "а мы и не чешемся".

    А если госорганы не смогут должным образом организовать работу в этих сферах, то ими будет управлять криминал. Вопрос же о том, влияют ли экспортные пошлины или не влияют, по его словам, доведен до крайней теоретизации, а он не должен рассматриваться изолированно без вопроса о межевании, иначе это приведет к затовариванию и половина леса сгниет.

    "Вдобавок к инициированным пожарам мы создадим еще болото в лесу и пройти будет невозможно не только за грибами, но и выпить и закусить", - сказал Фрадков.

    Тему "выпить и закусить" тут же подхватил министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу и предложил изменить систему распределения средств, выделяемых на тушение лесных пожаров.

    Распределение средств должно ставиться в зависимость либо от уровня добычи леса в том или ином регионе, либо необходимо обязывать лесозаготовщиков создавать собственные подразделения по тушению пожаров. По итогам текущего года он предложил проверить эффективность использования средств, выделяемых субъектам на тушение пожаров. "На что угодно и куда угодно идут средства, только не на противопожарные дела", - заметил Шойгу.

    Поделиться