24.05.2007 23:00
    Поделиться

    Глава Ростехнадзора - об особенностях национальной халатности

    Почему в России все чаще падают башенные краны, рушатся мосты и крыши вроде бы построенных по последнему слову техники торговых центров и аквапарков, а лифты превращаются в страшных убийц?

    С этого вопроса корреспондент "РГ" - Недели" начала разговор с руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Константином Пуликовским.

    Константин Пуликовский: Пока шло расследование недавней аварии на шахте "Ульяновской", где погибли 110 человек, я все время вспоминал, как мы вместе с пограничниками для обнаружения браконьеров организовали мониторинг наших рыболовецких судов, которые уходили в Японию. Тогда я был полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе. Запустили космический спутник слежения за каждым кораблем. На палубах установили датчики. Но потом члены команды накрывали эти датчики металлическими мусорными ведрами. И сигнал не проходил. Когда мы устанавливали эту дорогостоящую систему, никто даже не предполагал, что из строя ее выведет обычное мусорное ведро. Вот и на "Ульяновской" работники шахты намеренно отключили автоматическое слежение за уровнем метана, чтобы не останавливать выработку угля и "качать" прибыль. Все это из разряда нашего национального: "Авось, пронесет!" И от безответственности частных собственников.

    Что касается лифтов, башенных кранов и других подъемных механизмов, то большинство из них уже выработали свой ресурс, рассчитанный на 25 лет. И требуют замены. Таких в России больше 400 тысяч. Но этим практически никто не занимается.

    Российская газета: И вы никак не можете повлиять на собственников?

    Пуликовский: Часто мы вообще не находим хозяев. Последний трагический случай произошел в Иваново 10 апреля. В жилом доме, первые этажи которого арендуют предприниматели под магазины, ателье, парикмахерские, неисправный грузовой лифт буквально разорвал на части женщину. Когда наши инспекторы выехали на место, то выяснилось, что лифт в управлении Ростехнадзора не зарегистрирован и хозяин его неизвестен. Сегодня оказалось много зданий и сооружений, находящихся в неясной собственности. Порой собственник по документам и есть, но все здания отдал в аренду десяткам организаций, а сам скрылся и его невозможно найти. Я могу сказать с точностью до одного, сколько лифтов и кранов мы сегодня надзираем. Но это не значит, что столько кранов и лифтов работают в России. И никто вам не назовет точную цифру.

    То же и с башенными кранами. С отменой лицензирования на многие виды деятельности, такие особо опасные объекты, как башенные краны, были "освобождены" от получения обязательных разрешений. Процедура стала заявительная. И многие собственники теперь просто не находят нужным регистрировать установку таких объектов.

    РГ: С этого года к опасным объектам отнесены и автозаправочные станции. Ростехнадзор во втором полугодии уже начнет выдавать АЗС лицензии как взрывоопасным производственным объектам. Повысятся ли в итоге цены на бензоколонках?

    Пуликовский: Нет. Получение лицензии стоит копейки. А порядка прибавится. По нашим подсчетам, лицензии получат около 50 тысяч заправок. Все они будут внесены в единый реестр, зарегистрированы. Кстати, и качество бензина будет взято под контроль. Этим займется Роспотребнадзор. Сейчас мы готовим соглашение о совместной работе.

    РГ: В зону вашего контроля входят также и полигоны бытовых отходов. Но такое впечатление, что это опасное хозяйство пущено на самотек.

    Пуликовский: Сегодня в каждом городе есть свой полигон. Но ни один из них не имеет разрешения Ростехнадзора, так как переполнен и действует с нарушением всех норм и правил безопасности. Разрешений нет и у мусорных свалок.

    Вообще система переработки промышленного и бытового мусора находится у нас на низком уровне. Свалки, где вперемешку лежат бытовые и промышленные отходы, можно устраивать чуть ли не где угодно. И этим пользуются муниципальные и региональные власти. Должен наступить предел. Мусор надо перерабатывать. В России есть интересные разработки ученых по строительству заводов по переработке отходов. Один из них в экспериментальном режиме работает под Новосибирском. Но окупаемость таких заводов свыше 20 лет. Бизнес туда не идет. Федеральные и региональные власти тоже не хотят тратиться. Тем временем мы фактически засоряем свои земли, портим воздух, которым сами же и дышим. Опять наше традиционное: "Авось пронесет".

    Подготовила Татьяна Зыкова

       контроль

     В зоне тревоги

    Объекты повышенной опасности

    Гидростанции, водохранилища, плотины, находящиеся в собственности топливно-энергетических предприятий России. Ростехнадзор курирует 1132 таких объекта.

    Энергосети, их техническое состояние. Диспетчерские пункты единой системы управления энергетикой. После реорганизации РАО "ЕЭС России" на рынок выйдут многочисленные оптовые сетевые генерирующие компании. Вопрос в том, как сделать так, чтобы единый "рубильник" не попал в руки частных энергокомпаний или сетевиков, а остался у государства. Этим и другим проблемам будет посвящена расширенная коллегия Ростехнадзора 22 мая 2007 года.

    Резервные источники снабжения населения электричеством, водой, газом и теплом на случай аварий в школах, больницах, роддомах, то есть на всех социально важных объектах. Их состояние порой не соответствует нормам. А где-то таких источников нет вообще.

    Магистральные нефтепроводы. Они не защищены от несанкционированного подключения к ним "браконьеров", что приводит к разливу нефти, экологическому "заражению" территорий.

    Бытовые отходы, их утилизация и переработка. Возможность использования отходов в качестве топлива для выработки электроэнергии.

    Предприятия, построенные еще в 1960-е годы. Оборудование устарело, а значит, с каждым годом повышается риск аварий. Часть такого производства наносит вред и окружающей среде. Разработан проект программы по ликвидации экологического ущерба, причиненного окружающей среде производственными предприятиями, построенными на территории РФ за период советского прошлого. Реализация проекта запланирована на начало 2008 года и продлится примерно 25 лет. Благодаря усилиям Ростехнадзора уже сегодня удалось достичь снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу более чем на 200 тысяч тонн.

    А сейчас Ростехнадзор готовится к реализации федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года". И главной своей задачей года считает участие в процессе строительства новых энергоблоков на начальном этапе. Ростехнадзор намерен проводить экспертизу и надзор на этапе проектирования.


       проблема

    Один инспектор на весь метрополитен

    Старение оборудования, причем во всех отраслях, - самая большая техногенная опасность, которая в ближайшем будущем грозит россиянам.

    Где найти золотую середину, чтобы частник получал прибыль и соблюдал все правила безопасности? В Ростехнадзоре считают, что смена собственности - из государственной в частную - должна подразумевать усиление госнадзора. К сожалению, такой подход пока не появился. Но мы к этому приходим, уверяют контролеры. И добавляют: жаль только, что медленно и через гибель людей, через горе, слезы, через аварии. А пока несколько опасных объектов контролирует всего один штатный инспектор Ростехнадзора, как, например, в Московском метрополитене, где работают тысячи подъемников.

       прямая связь

    Куда обращаться

    Если у вас есть факты нарушения правил технологической или экологической безопасности, то прежде всего надо обращаться в Ростехнадзор и его территориальные органы. Во всех регионах работают общественные приемные ведомства.

    Помимо плановых проверок контролеры могут проводить и внеплановые, и даже - внезапные. Это в том случае, когда во время проверок недобросовестные собственники начинают вдруг прятать документы, обманывать сотрудников Ростехнадзора, препятствовать работе. Или намеренно снижать выработку продукции, чтобы сократить во время проверки выбросы или уровень отходов. Даже останавливают целые заводы. Встречая такое отношение на одном предприятии, Ростехнадзор планирует проверки на серии других. Недавно таким проверкам подвергли все 18 предприятий в разных регионах страны холдинга "Евроцемент".

       регионы

    Московское межтерриториальное управление Ростехнадзора - 123056, г. Москва, ул. Красина, д. 27, строение 1.

    Управление по Южному федеральному округу - 344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Селиванова, д. 66.

    Управление по Центральному федеральному округу - 103031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7.

    Управление по Северо-Западному федеральному округу - 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3.

    Управление по Приволжскому федеральному округу - 603000, г. Нижний Новгород, Гребешковский откос, д. 7.

    Управление по Уральскому федеральному округу - 620144, г. Екатеринбург, ул. Большая, д. 97.

    Управление по Сибирскому федеральному округу - 630008, г. Новосибирск-8, ул. Толстого, д. 5.

    Управление по Дальневосточному федеральном округу - 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 76.

       адреса власти

    Федеральная служба
    по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
    105066, г. Москва,
    ул. Александра Лукьянова,
    д. 4, корпус 8.
    Телефон общественной приемной: (495) 411- 60-48.
    Официальный сайт:
    www.gosnadzor.ru

    Поделиться