Сенаторы распределили деньги "ЮКОСа"

Вчера Совет Федерации одобрил направление в государственный бюджет средств, полученных от нефтяной компании "ЮКОС" в качестве погашения задолженности.

По каким затратным статьям эти средства будут проходить, представители минфина обещали сообщить позже.

Заседание же началось с минуты молчания в память о шахтерах, погибших на шахте "Юбилейная" в Кузбассе. Вслед за этим сенаторы подтвердили полномочия нескольких своих коллег, в частности, Людмилы Нарусовой - члена Совета Федерации от Республики Тува.

Наконец, речь пошла о деньгах. Одним из самых бурно обсуждаемых вопросов заседания стало внесение поправок в государственный бюджет нынешнего года связи с поступлением денег от НК "ЮКОС", полученных в качестве погашения задолженности перед государством. В качестве долгов по налогам, сборам, пеням, штрафам и иным платежам бюджет должен пополниться более чем 400 миллиардами рублей. Докладчик сенатор Евгений Бушмин предложил оформить пополнение бюджета как безвозмездное поступление от других бюджетов государственной бюджетной системы, поскольку порядок оформления подобных вливаний четко не определен. Предложения по расходованию полученных средств Бушмин предложил позже представить в виде отдельного законопроекта, когда "все деньги поступят и будет точно определена сумма". До ухода на летние каникулы, по словам Бушмина, сенаторы могут рассмотреть вопрос о направлении части средств на ремонт дорог и ветхого жилого фонда, а к осени уже будут готовы методические рекомендации по распределению оставшихся средств. В частности, Бушмин напомнил, что в своем последнем Послании президент России говорил о создании корпорации по нанотехнологиям. В целом же, считает Бушмин, все средства следует направить на решение задач, изложенных Владимиром Путиным в своем Послании.

Больших нареканий само предложение зачислить деньги "ЮКОСа" в бюджет у сенаторов не вызвало. Разговор пошел о том, как тратить. Так, сенатор Юрий Ковалев напомнил о нуждах регионов и о том, что в действиях всех ветвей власти должна быть логика. "Почему мы постоянно крутим Бюджетным кодексом и бюджетом?" - спросил у докладчика сенатор. Бушмин ответил, что и сам рассчитывает на то, что деньги будут потрачены в "региональном разрезе". Вопрос только в том, как их распределять. Методика такая, по словам Бушмина, готовится, и "мы об этом не забываем".

Сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков задумался и о юридических деталях освоения средств: "Какая безвозмездная передача? Кто принимал решение ее принять?" Новиков напомнил о схеме, по которой зачислялись в бюджет и распределялись средства от акцизов на алкоголь и нефтепродукты - после трехсторонней согласительной комиссии, через межбюджетные трансферты. Аналогичную комиссию он предложил учредить и для "денег "ЮКОСа". Остальные сенаторы также высказывались о том, что "механизм зачисления денег имеет дефект, но не критический". Хуже, что правительство все же не предоставило четких обязательств по предоставлению дополнительного законопроекта, описывающего пути распределения этих денег. Говорилось и о том, что не будет ничего страшного, если 400 миллиардов рублей еще полежат на счетах за пределами бюджета, до решения сопутствующих вопросов, поскольку "регионы должны получить свое".

Точку в споре поставила заместитель министра финансов Татьяна Голикова, объяснившая, что в действующем Бюджетном кодексе нет положения об обязательности одновременной централизации и определения расходования средств. При этом она все же успокоила сенаторов, пообещав, что большая часть денег все же пойдет в регионы. По крайней мере пока известно, что 125 миллиардов рублей причитаются Москве. Евгений Бушмин в свою очередь напомнил, что бесконечно долго деньги лежать не могут и сенаторам стоит сосредоточиться на разработке закона, по которому деньги будут распределяться. В конце концов, законопроект о внесении поправок в бюджет был принят сенаторами без изменений.

На "правительственном часе" перед сенаторами выступил министр транспорта Игорь Левитин. В частности, он сообщил об увеличении объемов перевозок и налоговых поступлений от отрасли на 30 процентов, которые на сегодня составляют 300 миллиардов рублей. "Таким образом, транспортный комплекс переходит от этапа выживания к этапу развития", - заявил Левитин. По его словам, уже активно ведется работа по разработке федеральной целевой программы развития ("А не модернизации", - подчеркнул Левитин) транспортной системы страны на период с 2010 до 2015 года. Важной задачей в этой связи министр считает "снижение расходов федерального бюджета на выкуп земельных участков, которые подлежат изъятию для строительства транспортной инфраструктуры". Левитин напомнил, что на 2007-2009 годы планируется выделить дополнительные средства в федеральном бюджете в объеме 100 миллиардов рублей на развитие транспортной отрасли. В том числе в 2007 году 30 миллиардов будут направлены на капитальный ремонт мостовых переходов и развитие уличной дорожной сети в российских городах, а также на ремонт федеральной трассы "Дон".

Также Левитин сообщил сенаторам, что его ведомство разрабатывает концепцию реформирования дорожного хозяйства, где будет предусмотрено создание условий для обеспечения рыночных принципов "коренного улучшения потребительских качеств автодорог и повышения привлекательности индустрии дорожных работ для частных инвестиций".