29.05.2007 05:00
    Поделиться

    Зрителям "Александра" понравилась больше, чем "Изгнание"

    В Каннах завершился 60-й кинофестиваль

    60-й Каннский кинофестиваль завершился вопреки обыкновению без больших сюрпризов - все остались в основном довольны. Кроме тех, кого можно условно назвать проигравшими.

     

    Хотя проигравших на самом деле нет: сам выбор фильма для конкурса такого уровня - награда, о какой можно только мечтать.

    И все же юбилейный конкурс больше обещал, чем дал в реальности. В нем оказалось много славных имен мастеров, работ которых ждешь с нетерпением, но почти все они представили фильмы ниже своих возможностей. Провалился Квентин Тарантино. Красивый, но средний фильм снял Вонг Кар-вай. Дэвид Финчер в "Зодиаке" в очередной раз продемонстрировал отточенное, но до блеска укатанное, никуда не продвинувшееся мастерство. Даже братья Коэны, по большому счету, всего лишь вернулись к своей обычной форме, не предложив свежих идей.

    А главным лауреатом стал новый для Канна режиссер из Румынии, кино которой в последние годы вышло из тени и сразу стало набирать обороты. Фильм Кристиана Мунджиу "4 месяца, 3 недели и 2 дня" получил Золотую пальмовую ветвь и премию ФИПРЕССИ, а во втором по рангу конкурсе "Особый взгляд" победила картина его соотечественника Кристиана Немеску "Мечты о Калифорнии".

    Успех у жюри второго фильма Андрея Звягинцева "Изгнание" стал в какой-то степени неожиданным: гораздо большей популярностью у публики и критики пользовалась картина Александра Сокурова "Александра". Думаю, злую шутку с мастером сыграло и его злополучное интервью, где он весьма некорректно отозвался о фестивале, приглашающем его уже в пятый раз.

    Но нет поражения и у Сокурова: вместе с ним ничего не получили такие мастера, как Эмир Кустурица, братья Коэны, Дэвид Финчер, Ким Ки Дук, Ульрих Зайдль. Многие ведущие кинематографии мира вообще не были представлены в этом юбилейном конкурсе: испанская, итальянская, английская - и ничего от них не убудет. Вообще из всех этих фестивальных игр не стоит делать трагедию: и жюри, и отборочные комиссии состоят всего лишь из человеков, у каждого свой, необязательно безупречный вкус.

    Успех "Александры"

    Порадовал прием, оказанный фильму Александра Сокурова "Александра". Уже непривычно долгие аплодисменты на утреннем пресс-показе предвещали хорошую прессу. Вечером смокинговый зал тепло приветствовал съемочную группу, в числе которой по красной дорожке прошли композитор и продюсер фильма Андрей Сигле и актриса Чеченской драмы Раиса Гичаева, сыгравшая бывшую учительницу Малику (исполнительница главной роли Галина Вишневская и режиссер не смогли приехать на премьеру по состоянию здоровья). Французские журналисты в рейтинге журнала Le film francais выставили картине высокие оценки, трое даже одарили фильм золотой веточкой. Лестные характеристики картина получила в прессе. Многие критики отмечают музыку Андрея Сигле, "просторность и теплота которой вносят в суровый, выжженный солнцем пейзаж фильма частицу души матери-России" (The Hollywood Reporter).

    Восторгаются Галиной Вишневской, создавшей образ "одной из тех русских женщин, которые были выкованы Второй мировой войной, - несентиментальных и бесстрашных" (Variety). "Сокуров не призывает наивно к немедленному миру, но показывает, что у противоборствующих сторон гораздо больше общего, чем они могут предположить", - пишет Bloomberg News. Есть, разумеется, иные оценки: журналист Le Monde выставил картине кривую рожицу, а обозреватель Metro увидел в фильме лишь банальные рассуждения о "ребенке, живущем в каждом солдате".

    "Это превосходно, что на каннском конкурсе впервые за 13 лет появились сразу две русские картины, - сказал в интервью "РГ" продюсер "Александры" Андрей Сигле. - Это значит, наше кино снова вошло в круг ведущих мировых кинематографий и может с ними состязаться на равных".

    Как рассказал Андрей Сигле, эти дни для участников фильма прошли в беспрерывных интервью. Конечно, интерес обусловлен и "горячей" темой чеченского конфликта, и, по словам Сигле, журналисты бывают крайне изумлены, узнав, что фильм о тлетворности войны не только не снимался в подпольных условиях, но и получил финансовую поддержку государства.

    "Александра" сразу оказалась в числе главных претендентов на призы наряду с фаворитами конкурса - фильмами "На краю рая" Фатиха Акина, "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунджиу, "Для стариков здесь места нет" братьев Коэнов, "Тихий свет" Карлоса Рейгадаса и "Параноид-парк" Гаса Ван Сэнта.

    Первыми стали известны лауреаты ассоциации международной прессы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри. Журналисты наградили своим призом румынский фильм "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунджиу, представители мировых религий - "На краю рая" Фатиха Акина.

    Кризис среднего возраста

    Разочаровала "Старая любовница", которую француженка Катрин Брейя сняла после длительного перерыва, оправившись после происшедшей с ней катастрофы. У Брейя репутация любительницы ломать табу. Ее метод - шок. Ее "Романс" прежде всего эпатировал и поэтому сделал Брейя известной. Предваряя "Старую любовницу" в фестивальном буклете, она кается за прежние грехи, объясняя их тем, что без шока не пробьешься, и утверждает, что теперь, наконец, сняла нечто соответствующее ее натуре и вкусам. Это костюмная лента из XIX века по роману Жюля Барбе д Оревильи о красавце Рино де Мариньи, который женился без любви на аристократке, но при этом не смог бросить нервную старую любовницу, чем вызвал множество пересудов в свете. Азиа Ардженто в роли любовницы коряво изображает femme fatale, а на роль Рино режиссерша, повинуясь каким-то женским комплексам, взяла непрофессионала Фуада Аату, обладающего манекенной красотой, но актерски беспомощного. В итоге по экрану перемещается невнятный субъект в расшитом камзоле, принимает картинные позы, нагоняя такую тоску, что первые зрители из зала побежали уже на первых минутах. Катрин Брейя пообещала никого больше не шокировать, зато в изобразительном строе фильма она обильно цитирует мировую живопись, отчего картина стала напоминать оживший гобелен. Брейя считает, что создала свой самый "мейнстримовский" фильм. На самом деле, едва оправившись от одной катастрофы, она угодила в другую.

    Лендровер

    Под занавес конкурса явилась новинка Эмира Кустурицы "Обещай мне это" (в нашем прокате - "Завет"). После претенциозной, иногда гениальной анемии, сопровождавшей почти все конкурсные фильмы, возник вдруг сгусток такой земной, естественной энергии, что мне показалось, будто на гонке машин класса "запорожец" появился "лендровер" и, чуть прижав акселератор, обставил всех сразу. Это кино не лучше - оно другое. Оно не озабочено успехом у синефилов, в нем просто живет натура серба-музыканта, который впитал все перлы мировой комедии, но остался самим собой. В этой истории про жизнелюбивого старика, который, прежде чем умереть, посылает внука-подростка в город срочно найти себе невесту, можно найти целую комедийную энциклопедию, от Чаплина до эксцентриады "музыкальной драки" из "Веселых ребят", авантюрности Гайдая, абсурдизма Муратовой и неистощимой фантазии Тима Бертона. Все объединено фирменным темпераментом Кустурицы, которого с лихвой хватило бы на все фестивальные картины. Энергия фильма так избыточна, что к середине устаешь хохотать и готов уже отключиться, но придет второе дыхание. Здесь смешно все: персонажи, костюмы, коровы, несмолкающая музыка, порхающий под небесами ангел, индюшки и коты, мебель и технические диковинки, сработанные дедом - мастером на все руки. В роли мальчугана - мальчуган Урос Милованович, которому по справедливости нужно отдать приз за мужскую роль. Увы, такой смелый вариант каннское жюри уже отработало три года назад, когда вручило этот приз 15-летнему Юе Ягире из Японии, и боюсь, на повторение не отважится. Вряд ли светит главный приз и Кустурице, которого в Канне уже трижды награждали, в том числе дважды - Золотой пальмовой ветвью.

    Но свой личный главный приз я без колебаний отдал бы его картине.

    Жертвоприношение

    В субботу состоялась премьера почти двухчасовой документальной ленты Андрея Некрасова и Ольги Конской "Бунт. Дело Литвиненко". Фестиваль постарался дистанцироваться от политической стороны события: картину дали в относительно небольшом зале "Бунюэль", и встречу прессы с авторами провели не в зале для официальных пресс-конференций, а на одной из террас дворца. Открывая эту встречу, эксперт фестиваля по кинематографиям Восточной Европы Жоэль Шапрон подчеркнул, что фильм взят в программу как произведение искусства, и поэтому он просил бы не сосредоточиваться на его политических аспектах.

    Картина сделана в форме "показаний" ее автора Андрея Некрасова - друга Литвиненко, режиссера, начинавшего в качестве ассистента Андрея Тарковского на фильме "Жертвоприношение". Он имеет несколько международных призов за свои документальные и игровые фильмы, из которых у нас наиболее известна картина "Любовь и прочие кошмары", получившая приз жюри на "Кинотавре". Его новый фильм сделан профессионально и в ряду фестивальных событий претендует на то же примерно место, что "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура три года назад. Конечно, ажиотажа такого не случилось, залы не были полны, и творческие ресурсы Некрасова несопоставимы с провокационной мощью Мура. Но система аргументов в фильме есть, он неизбежно получит в мире заметный резонанс, и самым правильным было бы реагировать на него спокойно, отвечая встречными аргументами в открытом споре - как это было сделано три года назад, когда предыдущий фильм Некрасова "Неверие" обсуждался в телевизионном ток-шоу Светланы Сорокиной (этот эпизод тоже есть в картине).

    На пресс-конференции, в которой участвовала вдова Литвиненко Марина, был задан вопрос о возможной судьбе фильма в России. Андрей Некрасов сказал, что авторы намерены обратиться в дирекцию Московского кинофестиваля с предложением показать его в одной из программ.

    Правами международных продаж фильма обладает та же компания Rezo, что занимается распространением картины Александра Сокурова "Александра", и обе эти ленты теперь рассматриваются в единой связке: каждая из них по-своему подходит к чеченскому конфликту. На фоне суровых свидетельств "Бунта" относительно благостные картины воинского быта в фильме Сокурова теперь смотрятся не столько как реальность, сколько как призыв художника понять, наконец, друг друга и вступить в нормальный человеческий диалог.

    Поделиться