Как сообщил на днях директор департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров, до 1 июня минэкономразвития внесет в правительство законопроект о поддержке малого и среднего бизнеса. В первых числах месяца - после согласования в минфине - его рассмотрит Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Михаиле Фрадкове. Затем документ должен поступить в Государственную Думу.
Речь в данном случае идет о правительственном варианте нового закона, который нередко называют "важнейшим для отечественной экономики". Между тем, как уже сообщала "Российская бизнес-газета", еще в апреле в Государственную Думу был внесен аналогичный законопроект, подготовленный рабочей группой под руководством заместителя председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Елены Паниной.
О том, какие споры вызывал любой из вариантов законопроекта в правительственных и думских инстанциях, насколько тяжело шли согласования между ведомствами, "РБГ" писала не раз.
С тем, что закон остро необходим экономике, согласны и депутаты, и высокие чиновники, и бизнес. Все заинтересованные стороны не раз выражали надежду, что документ будет принят до конца весенней сессии. Дума, по предварительным прогнозам, закончит работу 15 июля, однако на вопрос о судьбе нового закона сегодня, пожалуй, не ответит никто.
Напомним, законопроект, подготовленный депутатами, регламентирует проведение контрольно-надзорных мероприятий на малых и средних предприятиях, ограничивая их частоту. В нем прописан механизм влияния бизнеса на процесс принятия решений, касающихся его деятельности: при органах государственной власти всех уровней предусмотрено создание советов, наделенных правом экспертизы соответствующих нормативных документов. И, главное, законопроект вводит понятие среднего предпринимательства, на которое так же, как и на малые предприятия, распространяются специальные налоговые режимы, возможность упрощенного бухгалтерского учета, ограничения по проверкам.
Вариант, подготовленный правительством, выглядит иначе. Ни минфин, ни минэкономразвития не согласны с тем, что упрощенная система налогообложения нужна не только малым, но и средним предприятиям. Исчезло из проекта и ранее содержавшееся в нем предложение изменить Налоговый кодекс так, чтобы малый и средний бизнес первые 4 года со дня регистрации мог не менять налоговый режим, если он ухудшает его положение. Снижение арендной платы за пользование государственным имуществом не предусмотрено. Чиновникам не нравится и положение об освобождении предприятий, применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), от использования контрольно-кассовой техники.
Елена Панина в свое время назвала правительственный вариант "полностью выхолощенным, не нужным ни бизнесу, ни стране". С тем, что в таком виде документ вряд ли поможет бизнесу решить наболевшие проблемы, в целом соглашаются и эксперты, и представители бизнес-сообщества.
- Минфин активно сопротивляется поправкам, которые должны облегчить жизнь малому бизнесу, - говорит вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин. - Но если эти принципиальные моменты не будут утверждены, самым лучшим будет отложить принятие закона.
- "Акулы" и так сегодня вовсю проглатывают маленькую "бизнес-рыбешку", а на оставшуюся минфин старается поставить дополнительные сети. И кто в итоге выживет? - задается вопросом Светлана Жилина, генеральный директор строительной фирмы.
Что именно в итоге будет обсуждать Дума - вопрос вопросов. Елена Панина, настаивает на том, чтобы в первом чтении как можно быстрее был рассмотрен депутатский вариант. Она надеется, что народным избранникам удастся достичь договоренности с правительством, и альтернативный законопроект внесен в Госдуму не будет. В этом случае замечания кабинета министров будут учтены при доработке ко второму чтению.
Ясно одно: предстоящие дебаты окажутся жаркими. Министерства экономического блока будут настаивать на своих подходах, депутаты - на своих. Увы, жизнь показывает: вполне возможен и другой сценарий. В попытке примирить две версии пар уйдет в свисток, решение проблемы будет отложено и документ перейдет по наследству депутатам нового созыва.
Между тем закон, прописывающий не только обязанности малого бизнеса, но и формы его поддержки, права, способы самозащиты, необходим сегодня как никогда. Любое исследование, кем и где оно бы ни проводилось, показывает: административное и налоговое давление на бизнес не снижается. Примеров можно привести множество, в том числе полуанекдотических. Так, в начале года минфин поднял размер так называемого коэффициента К-1, применяемого для начисления ЕНВД малым предприятиям. Эксперты заговорили о грядущем падении числа "малышей" и их неизбежном уходе в тень, ведь ЕНВД платит примерно треть из них. Минэкономразвития (оно утверждает коэффициент) пришлось разбираться в ситуации. Как выяснилось, распоряжение минфина было... не обязательным к исполнению, так как не прошло государственную регистрацию. Над квалификацией чиновников можно было бы посмеяться, но что делать предпринимателю, к которому пришла налоговая инспекция? Она начисляет налоги в соответствии с поступившими распоряжениями, а наличие госрегистрации ее отчего-то не волнует.
Напомним: в России малые предприятия создают сегодня, по разным оценкам, от 10 до 12 процентов ВВП, в развитых странах- до 60. Сможет ли малый бизнес подтянуться до уровня зарубежных "коллег"? Ответ на этот вопрос теперь целиком зависит от депутатского корпуса.