Почти за год, прошедший с начала объявления "дачной амнистии", стало очевидно, что закон требует серьезной доработки. Несмотря на усилия властей упростить жизнь владельцам "шести соток", на деле упрощенный порядок регистрации недвижимости в собственность по-прежнему дорог и рассчитан на людей, обладающих изрядным запасом свободного времени.
Чтобы амнистия наконец пошла, на состоявшемся вчера заседании Общественной палаты было решено разработать пакет положений для законодателей.
Дачную амнистию ждали, по оценкам, порядка 40 миллионов российских семей, владеющих дачными домиками и земельными участками. При этом за время действия закона процедуру оформления дачной недвижимости в собственность прошли несколько десятков тысяч людей. А ведь когда новый Закон, официально называемый "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", только вступил в действие, было объявлено, что едва ли не самостоятельно можно будет составить план участка или дома, прийти с этой бумагой и получить свидетельство. Но только с таким документом, как выяснилось, недвижимость потом невозможно продать, ведь ее нужно внести в кадастр, а для этого провести межевание. Геодезисты, в основном это коммерческие фирмы, за свои услуги просят, как бог на душу положит: где пять, где двенадцать тысяч рублей. В Подмосковье суммы могут доходить до тридцати тысяч.
- Главное, что привнес закон о "дачной амнистии", - он обнажил тот огромный пласт проблем, связанных с собственностью на землю, - считает глава комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества Мария Слободская. - Многим людям в начале 50-х годов давали участки, когда не было никаких документов, подтверждающих их права на земли. Сейчас власти не признают это садовыми участками, а землю считают федеральной собственностью, то есть не подлежащей приватизации. Или вопросы, связанные, например, с тем, что участки давались человеку на производстве, и если он умер до 2001 года, то его наследники должны очень много собрать доказательств, чтобы воспользоваться этим законом.
При этом на заседании Общественной палаты прозвучало немало примеров, для кого "дачная амнистия" - мать родная. Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь, присутствовавший на заседании Общественной палаты, сообщил, что на сегодняшний день зарегистрировано много случаев мошенничества, когда происходит самозахват земли и уничтожение документов, которые могут подтвердить, что земля не принадлежит мошеннику. Поэтому общественники предложили сразу разграничить тех, кто оформляет землю в бессрочное пользование с последующим правом наследования, и тех, кто собирается заниматься только куплей-продажей. На последних не будет распространяться упрощенный механизм регистрации прав собственности.
Кроме того, есть предложения ввести ограничения на расценки землеустроителей, а также дать возможность гражданам направлять документы в инстанции по почте или в электронном виде. Да и вообще объединить усилия всех ведомств, которые участвуют в "дачной амнистии".
Общественная палата готова стать площадкой для обсуждения всех этих спорных вопросов. Для этого было решено создать межведомственную рабочую группу, которая разработает пакет предложений, чтобы этим законом могли воспользоваться все граждане, на которых закон направлен. В рабочую группу войдут представители ведомств, занятых практическим применением упрощенного порядка регистрации земельных участков, а также председатели садоводческих товариществ.