Российская газета | Владимир Константинович, в течение буквально нескольких месяцев появился ряд документов, связанных с системой обучения квалифицированных управленцев. Вызваны ли, на ваш взгляд, предпринятые руководством страны решения необходимостью качественного улучшения образования в сфере государственного управления, а стало быть, и необходимостью совершенствования обучения, предлагаемого академией?
Владимир Егоров | Безусловно, реформирование образовательного процесса в этой сфере необходимо. Оно диктуется рядом факторов. Прежде всего - быстрыми изменениями рынка труда в сфере государственного и муниципального управления, связанными с появлением новых сфер деятельности в обществе, а также ростом численности гражданских служащих, на что учреждения, подобные нашему, должны реагировать незамедлительно, но гибко. Следующий существенный фактор: несмотря на то, что в одной только РАГС в 2006 году обучалось более 20 тысяч студентов, слушателей, аспирантов и других категорий обучающихся, проблема нехватки компетентных и квалифицированных специалистов в области управления является все еще крайне актуальной. Нельзя забывать и о некоторых настроениях в обществе, связанных с авторитетом органов власти, доверием к ним. В этой связи в управленческой среде как никогда востребованы образованные высокопрофессиональные управленческие кадры - аналитики, советники, специалисты.
РГ | А на что сместился акцент в сфере оказания академией образовательных услуг?
Егоров | В этом плане произошло много нового. Например, что касается решения проблем, связанных с совершенствованием профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих, то эти вопросы тщательно рассматривались на заседаниях кафедр и ученого совета академии. В апреле этого года мы провели презентацию профессиональных образовательных программ для 2007-2008 гг., большинство из которых были разработаны уже с учетом новых тенденций и запросов в сфере обучения государственных служащих.
Базовой для нас станет теперь организация дополнительного профессионального образования. Академия предлагает 81 образовательную программу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке государственных служащих, причем 37 из них абсолютно новые. Запрос на данный вид обучения связан, в первую очередь, с планами профессионального развития коллективов аппаратов министерств, ведомств, других управленческих структур, а также отдельных служащих. В академии, кстати, вопросами дополнительного профессионального образования занимается отдельное подразделение - Институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
РГ | Но академия и ранее была известна качественными программами дополнительного профессионального образования. Что нового пришлось внедрить, что изменить, а что исключить?
Егоров | Наши образовательные программы стали более гибкими, позволяющими использовать их модификации для учебных планов различной направленности, могут легко корректироваться под конкретные категории должностей и под разные задачи направления служащих на учебу. Программы напрямую связаны с инновационными процессами, затрагивающими государственную службу, - с ее реформированием и кадровым обеспечением, с реализацией приоритетных национальных проектов, с современными тенденциями в области экономики и т.д.
Для высшей категории руководителей мы разработали специальные учебные планы. А для организации учебного процесса, помимо профессоров и преподавателей РАГС, будем обязательно привлекать высококвалифицированных профессионалов-практиков из федеральных и региональных органов власти, известных ученых. В качестве форм обучения будут преобладать проблемные семинары, "круглые столы", деловые игры, "мозговые штурмы", "кейс-стади", дискуссии, аутотренинги.
Также сейчас есть запрос из федеральных органов власти на организацию обучения краткосрочными учебными модулями по 6, 12, 18 и 24 часа. Комбинации из этих модулей позволяют создать образовательные программы для самых разных категорий обучающихся. Это могут быть модули по самым разным направлениям - управленческому, экономическому, психологическому и другим. Уже сейчас в портфеле РАГС имеется около 50 подобных программных модулей.
РГ | Много наслышаны о внедренной в академии системе дистанционного консультирования. Расскажите о ней подробнее.
Егоров | Несомненно, это серьезное дело. Мы не только проводим видеоконсалтинг государственных и муниципальных служащих, но и реализуем свои образовательные программы на расстоянии. Этим в академии занимаются Институт дистанционного обучения, Ситуационный центр и Научно-методический центр технологий государственного и муниципального управления. К примеру, уже полтора года реализуется образовательный проект, по которому финансовой корпорацией "УРАЛСИБ" совместно с академией готовятся кадры для корпорации с применением электронных учебных продуктов, разработанных нашими сотрудниками.
Академия предлагает 81 образовательную программу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке госслужащих
В дальнейшем мы будем расширять и совершенствовать корпоративную сеть дистанционного обучения и консультирования. В ближайших планах - подключение к видеоконсалтингу и обучению нашего собственного академического портала, создание подсистемы электронного тестирования для обеспечения потребностей государственной службы по переаттестации согласно должностных уровней.
РГ | А осталась ли у академии возможность давать второе высшее профессиональное образование? Ведь с началом нового учебного года в стране начинает реализовываться двухуровневая система получения высшего профессионального образования: первый уровень - бакалавриат, а второй - магистратура и специалитет. И в этой связи учреждениям, предоставляющим данный вид образования, необходимо в корне пересмотреть весь образовательный процесс.
Егоров | В РАГС, как и прежде, продолжает активно функционировать Институт высшего и послевузовского профессионального образования (ИВО), предоставляющий обучение с целью получения второго профессионального образования. Институт будет продолжать обучение по 16 программам специальностей высшего образования, по 47 специализациям, из которых 22 экономических, 23 социально-гуманитарных и две юридических. Но, несомненно, внедрение двухуровневой системы отразится и на нас.
В частности, уже известно, что по направлению "Экономика" будут реализовываться три магистерские программы, включая "Государственное и региональное управление", "Управление инновациями и инвестициями" и "Государственное управление финансами". А в качестве эксперимента мы решили объединить обучение по двум первым программам с программами MBA (Master of Business Administration). В итоге выпускники получат два диплома - диплом магистра государственного образца и диплом магистра по программе "Мастер делового администрирования".
РГ | А обучение государственных служащих с целью получения второго высшего профессионального образования будет идти на бюджетные средства?
Егоров | Исключено. Набор обучающихся здесь идет на договорной (платной) основе. Кстати, пока еще можно успеть сдать документы.
РГ | А сохраняется ли в академии послевузовское профессиональное обучение? Можно ли прикрепиться в качестве соискателя ученой степени или поступить в аспирантуру?
Егоров | Да, такая форма обучения, несомненно, остается. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации сохраняются прежние цифры приема за счет средств федерального бюджета: 70 человек в очную аспирантуру, 90 - в заочную аспирантуру, 20 - в докторантуру. Сохраняется соискательство ученых степеней, в том числе и на основе договоров с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение.
РГ | Сегодня многие государственные служащие желали бы повысить свою квалификацию, изучая опыт работы органов управления в других странах. Что делает академия, чтобы не оставаться в стороне от современных тенденций к международной интеграции?
Егоров | В академии действует Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ), осуществляющий самые разнообразные международные образовательные программы. Так, не считая базовой подготовки государственных служащих по программам MBA, МИГСУ совместно с Карлтонским университетом в Оттаве (Канада) реализует программы повышения квалификации "Муниципальный менеджмент" и "Региональное развитие", по которым в 2006-2007 годах обучилось более 150 человек из всех регионов России.
МИГСУ, кстати, и здесь, в академии, организует краткосрочные программы повышения квалификации и стажировки государственных служащих из иностранных государств. Академия уже принимала представителей органов власти Германии, США, Казахстана и Китая, в будущем ожидаются группы из Канады и Узбекистана.
РГ | А как отразились нововведения в образовательный процесс на профессорско-преподавательском составе академии?
Егоров | Конечно же, вся академия готовится к работе в новых условиях. И у нас уже есть неплохой задел. Более половины наших сотрудников являются докторами наук и профессорами. Люди проходят регулярные стажировки в органах власти и других учреждениях страны и за рубежом. Более ста преподавателей привлечены в качестве независимых экспертов для аттестации кадров различных министерств и ведомств РФ. Свыше двухсот человек прошли в этом году конкурсный отбор на замещение вакантных должностей в РАГС.
Досье "РГ"
В последнее время приняты следующие документы, касающиеся подготовки квалифицированных управленческих кадров в нашей стране:
Указ Президента РФ "О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение государственных служащих" (N 1264 от 10 ноября 2006 г.),
Указ Президента РФ "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ" (N 1474 от 28 декабря 2006 г.),
Постановление Правительства РФ "Об обеспечении деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и федеральных государственных образовательных учреждений, осуществляющих обучение государственных служащих" (N 218 от 10 апреля 2007 г.).