Официально салон называется The Moscow World Fine Art Fair. Каково название, таково и художественное оформление: стараниями дизайнера Патрика Уркада "Манеж" превращен в подобие парижской Вандомской площади, квартала ювелиров и торговцев предметами роскоши. Вообще MWFAF имеет некий особый статус. Представленные на нем произведения находятся в режиме "временного ввоза", то есть ввезены как на выставку. В случае же покупки вещь можно тут же, не выходя из "Манежа", растаможить (по крайней мере, в прошлый раз такой сервис ярмарка предоставляла). Обычная же практика - резервирование: за выбранной работой потом приходится ехать самому по месту прописки галереи. А это может быть далековато. Скажем, в этот раз с коллекцией японской живописи позапрошлого века приехала токийская Gallery Shiraishi. Конечно, это неудобно, но антиквары с этим мирятся, иначе бы не приезжали в который раз, иначе бы не ввозили произведений на миллиард долларов (а это только по страховой стоимости).
MWFAF видит себя не просто ярмаркой, а своего рода World Art Museum, то есть охватывает почти всю историю искусства. В прошлые разы показ начинался с древнегреческой пластики, скифского и византийского золота из галереи Ariadna. Теперь - с итальянского Ренессанса: парижская галерея Steinitz выставила в качестве топа резную скамью, изготовленную во Флоренции в XV веке для Джулиано Медичи и потом перешедшую в знаменитую коллекцию Демидова на виллу в Сан-Донато. Галерея Maison d`Art из Монако представила "Молодого Вакха" Рубенса, по-видимому еще раннего, "караваджистского" периода. Однако то, что на этом же стенде висят картины советского академика Александра Герасимова (того, кто написал "Два вождя после дождя", то есть "Сталин и Ворошилов в Кремле"), иначе как неловкой разведкой местных вкусов не назовешь. Понятно, что сдатчики местные - наследники художника.
По-прежнему почти монополию на фламандцев и "малых голландцев" придерживает Galerie De Jonckheere, в прошлом году пиарившая себя выставкой в Историческом музее.
Импрессионисты и modern art - самый дорогой сектор арт-рынка, цены в котором зачастую переваливают за миллион. Это искусство теперь уже традиционно на MWFAF представляют солидная парижская галерея Schmit, выставившая коллекцию Сезанна, Ренуара, Сутина, Шагала и Пикассо. Эту "большую игру" поддерживает нью-йоркская Chowaiki Mosionzhnik, ответившая подборкой картин Моне, Дюфи и Миро. За четыре года существования MWFAF роли и места в нем определились и закрепились. Парижская галерея Le Minotaure специализируется на русской эмиграции первой волны и потому выставляет Экстер, Пуни, тех же Шагала и Сутина, а также абстракцию "русских парижан" Ланского, Шаршуна и Дмитриенко. В этом году ей придется сыграть в пандан с отечественной Kournikova Gallery, выставившей ряд из Ланского же, Полякова, Тархова, Маревны и Челищева.
Нащупывая местные интересы и вкусы, парижская галерея Vallois своей экспозицией напоминает о недавней премьере "Бориса Годунова" и выставляет макеты декораций, созданные Юрием Купером к постановке оперы Мусоргского.
Работая с местным искусством, художниками и сдатчиками, MWFAF так или иначе не может не затрагивать интересов местных галерей. Поэтому, как и в прошлом году, салон впустил к себе ряд московских галерей современного искусства Айдан, Гельмана, Риджину и XL. Что естественно, поскольку это искусство уже вышло на международный уровень (достаточно вспомнить специализированные аукционы Sotheby`s). Ну а персональный стенд Зураба Церетели, видимо, нужно расценивать как благодарность президенту Академии художеств, приютившему четыре года назад первый салон MWFAF.