Их душевные и мелодичные хиты, с элементами бит-музыки и нео-романтики в начале 2000-х как-то очень быстро заполонили собой радиоэфиры и сердца сограждан. "Метро", "Тихий огонек", "Лучшая песня о любви" - неожиданно, без всякой рекламы стали популярны, их крутили радиостанции, напевали на улицах, включали в телепрограммы, популярный сериал "Дальнобойщики". И все удивлялись: вот так группа - взялась буквально из ниоткуда и оказалась такой талантливой и душевной?!... Столь же стремительно "Високосный год" и исчез.
Тем неожиданней было появление двух музыкантов группы - гитариста/басиста Павла Серякова и клавишника/гитариста Ильи Сосницкого на сцене московского "Клуба на Брестской" - с альбомом "Все что есть". И с новыми теплыми и искренними хитами, но уже под другим названием - "Сегодня в мире". Дуэт пригласил новых музыкантов и зазвучал еще более разнопланово, мелодически ярче, оставаясь при этом прежними сторонниками душевных песен-историй. С сердечными интонациями и ритмикой гитарной нео-романтики и софт-рока.
Уже начинаешь думать, что на современной сцене лучше уж звезды пели бы по-английски - непонятно - уж слишком набили оскомину банальные любовные трагедии, да рифмы "любовь-вновь" или "мечтаю-встречаю". Куда делось поэтическое разнообразие, всегда присущее отече-ственной сцене?! Отчего в песнях часто нет ни сюжета, ни ярких образов или фраз, которые запоминаются поэтическими находками? - ощущение, что многие звезды решили: и так сойдет. Даже столь щедрые некогда на образы и темы исполнители как: "Ночные снайперы", Дима Билан, Вика Дайнеко или "Звери" - поют сегодня почти об одном и том же. Но они-то хоть ударно меняют мелодии, модернизируют аранжировки и опять остаются в хит-парадах. А менее талантливые подражатели порой забывают менять и гармонии и аранжировочные ходы... На фоне общей усредненности "Сегодня в мире" просто как глоток свежего воздуха во все более увеличивающейся пустыне шаблонных рифм и чувств, да искусственно подогреваемых страстей.
Слушать их дебютную программу очень освежающе. За время, которое ребята провели вне сцены, они выросли как инструменталисты, в иных композициях звучит даже слайд-гитара, на диске множество запоминающихся и впечатляющих соло, разноплановых гитарных эффектов, порой "Сегодня в мире" даже используют звучание рока 70-х. Небанальные истории про любовь: как будто так же случалось и у нас самих - слушая их истории примериваешь их на себя, чему-то даже учишься, с чем-то споришь. Или знакомая всем история: звонит мама или кто-то из родных людей, но ты устал и тебе не до чего, но надо как-то не обидеть человека, который тебя любит, - тоже стала запоминающимся мелодичным хитом. Умные, немного философские, сердечные или ироничные - песни "Сегодня в мире" мало кого оставят равнодушными. Автор большей части репертуара этой "старой новой группы" Павел Серяков ответил на поздравления и вопросы "РГ".
Российская газета: Уже семь лет у "Високосного года" не было ни одного нового альбома, группа практически не выступала - вы поэтому и решили уйти?
Павел Серяков: Дебютный диск "Который возвращается" вышел еще в 2000 году, с тех пор лидер группы Илья Калинников выдавал по одной-две новые песни в год. Мы не спеша собирали, дописывали, ждали-ждали второго альбома. Но постепенно устали зависеть от лидера группы и слушать его различные объяснения о том, почему нет новых песен и мы топчемся на месте. Он вообще чемпион мира по различным объяснениям: есть такие люди, которые не любят брать на себя всю ответственность. Но сколько можно было из года в год гонять одну и ту же программу? В конце концов Калинников и сам подтолкнул нас к самостоятельному творчеству. Сказал: "Вы попробуйте пока сами, а то у меня депрессия". И с 2003 года с его одобрения мы начали заниматься песнями вдвоем с Сосницким: искали звук, аранжировочные решения. А год назад заявили, что уходим. И вот теперь у нас новая программа и свой состав, в котором наш барабанщик Михаил Юдин, с которым мы вместе учились в школе. А также басист "Ундервуда" Сергей Сакулер и клавишник Алексей Данилов.
РГ: Что было самым сложным для вас как вновь дебютирующих музыкантов?
Серяков: С сочинением и записью песен проблем особых не было. Мы не стали искать пафосную студию, а снова работали в своей, домашней. Думали. Не спеша искали звучание, аранжировки, оттого где-то появился саунд 70-х. Еще у Ильи Сосницкого была мечта выучиться играть на флейте. Несколько лет назад он купил инструмент, теперь освоил его и сыграл на флейте в нескольких композициях - придал им нужные "краски" и настроение. А вот когда мы начали предлагать песни, на радиостанции возникли трудности. Когда в 1999-м мы носили песни "Високосного года" и если они нравились, их ставили в эфир. Например, "Тихий огонек". Теперь всем еще больше все нравится, но для радиоэфиров ничего не берут. Объясняют своими внутрикорпорационными интересами: сейчас многие станции объединены в холдинги и у них четко спланировано, песни каких исполнителей ставить в эфир. Здесь слишком много политики. И мы пока в их планы не вписываемся.
РГ: А где вы нашли девушку, которая так замечательно поет в нескольких ваших песнях?
Серяков: Здесь тоже все просто. Хорошо петь умеют не только звезды. Нам потребовалось пропеть бэк-вокал в одной из композиций, но мы не стали звонить никому из знакомых рок-певиц, а зашли в наш ДК во Фрязино. Слышали, что там хороший хор. В нем и нашли Вику Купину. Девушке всего 14 лет, ею с трех лет занимается мама. И Вика уже участвует в различных конкурсах, делает успехи в музыке.
РГ: Что для вас самих главное в собственных песнях?
Серяков: Мне кажется, что песня - это нечто самостоятельное у тебя в душе, что рождается почти одновременно: и музыка, и стихи. Разные точки зрения - это было и в моей первой песне - блюзе "Между нами". Важно не спешить разочаровываться, ведь возможно просто посмотреть на жизнь по-другому. Когда я начал переделывать "Между нами" для этого альбома, то подумал: иногда важно просто задуматься - ведь никогда никакой умный человек никому не объяснит, как стать счастливым. Это должен понять и решить для себя каждый человек сам. Возможно и благодаря музыке.