Темы объединены в 60 комплектов - по пять в каждом. То есть 80 тем останутся "за бортом" экзамена. Но это нормальная ситуация. Точно в день экзамена в каждом регионе узнают, какой комплект из 60 достанется местным выпускникам. В первый день лета по телевидению в прямом эфире утром ученик или педагог одной из школ региона вытянет заветный номер. О чем же придется писать нынешним выпускникам?
- Первая тема из комплекта - это анализ стихотворения или эпизода из художественного произведения XIX-XX веков, - поясняет "РГ" начальник отдела Управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Александр Капустняк. - Под вторым номером идет проблемный вопрос или цитата. Выпускнику предложат порассуждать над ними. Третья тема связана с творчеством писателя XIX века, четвертая - с творчеством писателя XX столетия. Пятую тему мы называем "свободной": даны различные философские, социально-общественные понятия, которые надо раскрыть на материале одного из произведений по выбору ученика.
Кстати, каждый год темы сочинений меняются примерно на треть. Делается это, чтобы избежать "натаскивания". Никто не знает, какие темы уйдут, а какие добавятся. Так, в 2005 году на экзаменах не было поэзии Державина и поэмы "Мцыри" Лермонтова. А в 2006-м они появились, зато исчезли темы "Хлестаков и хлестаковщина" и одна из тем по творчеству Булгакова.
Ежегодно меняется состав независимых экспертов, которые оценивают темы на соответствие образовательному стандарту. Экспертов, как правило, трое. В нынешнем году это практикующий учитель, заведующий кафедрой одного института и литератор. Их имена, как и имена тех, кто работает над темами, не разглашаются.
Не стоит забывать, что у сочинения есть альтернатива - изложение. Каждый ученик может выбрать, что писать хоть в последний момент, когда учитель уже напишет темы на доске. Но абсолютно не правы те, кто думает, что можно, не напрягаясь, выбрать изложение и без особой подготовки сдать экзамен. Ведь для изложения предлагается либо отрывок из художественной прозы, либо что-то из критики на определенное произведение. И, не зная текста, вряд ли удастся не только изложить его верно (преподаватель читает отрывок два раза), но и выполнить творческое задание к нему. Причем источниками на изложении в отличие от сочинения пользоваться нельзя, а ответ на вопрос должен составлять не меньше четверти работы.
Мнение
Андрей Успенский, "Учитель года-2006", преподаватель русского языка и литературы школы N 37 Череповца:
- Мне бы хотелось, чтобы обязательный экзамен по литературе отменили. Но что касается сочинения, то если произведение прочитано, то по нему можно написать любую тему. А вообще литература должна быть в удовольствие. Это ведь искусство. А к этому предмету в школе часто подходят как к литературоведению, в результате искусство превращается в нудное занятие. Я хоть отличником в школе и не был, но сочинения у меня неплохо выходили. В свое время писал по "Поднятой целине" Михаила Шолохова, а сейчас бы, наверное, взял бы тему по Достоевскому. Но идеальная тема сочинения, на мой взгляд, звучит проще простого: "Моя любимая книга".
Александр Торопцев, руководитель семинара в Государственном литинституте им. Горького, писатель:
- Учителям, которые читают школьные и студенческие сочинения, советую смотреть не только на правильность отражения темы, но и видеть, что называется, между строк. Последняя громкая трагедия в технологическом университете американского штата Вирджинии показала: учителя вовремя не заметили враждебного настроя к действительности у студента-убийцы. А ведь еще Конфуций учил, что по любому художественному произведению можно узнать все психологические и психические особенности автора. Вспомним поэзию Есенина в последние годы жизни: многие исследователи предполагают, что он предчувствовал смерть.
Подготовила Анастасия Журавлева