Как выяснилось, в адрес Мосгордумы поступило около сотни писем от тех, кого уже лишили родных стен родственники, оформившие в свою собственность квартиру, где проживали несовершеннолетние. "РГ" уже рассказывала о митинге, на который месяц назад вышли матери с детьми, ставшие заложниками статьи 31 Жилищного кодекса, давшей право выселять бывших членов семьи. Однако на прошлой неделе Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в Жилищный кодекс, которые исключают подобную несправедливость. Однако инициатор этих перемен депутат Галина Хованская утверждает, что, выводя детей из-под действия статьи 31 Жилищного кодекса, эта поправка подводит их под статью 292 Гражданского кодекса, в соответствии с которой собственник все-таки может продать жилое помещение и выселить всех без исключения членов семьи.
Эта неучтенная "западня" и оказалась в центре внимания Мосгордумы. Московские депутаты предлагают внести изменения и в Гражданский кодекс, в соответствии с которым собственник жилья при вселении в него членов семьи обязан заключать с ними соглашение о праве пользования жилым помещением.
"Мы предлагаем гражданам при вступлении в брак и заселении в квартиру собственника заключать с ним договор, в котором должны прописываться права пользования этим жильем, в том числе после прекращения семейных отношений", - предложил спикер Думы Владимир Платонов. С такой законодательной инициативой в Госдуму и решили выйти столичные депутаты, пока не подошло время второго чтения судьбоносной поправки. Это предложение весьма кстати: по новой редакции части 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника в том случае, если иное не установлено законом или соглашением между собственником и членом семьи (бывшим членом семьи) прежнего собственника. То есть при наличии соглашения, которое предлагают ввести в практику московские депутаты, проблем будет меньше.
Однако что же делать тем, кто по Жилищному кодексу РФ уже выселен на улицу и не имеет другого жилья? Этот вопрос вчера на заседании поднял Уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. По его данным, в столичных судах только за 2006 год накопилось около 3 тысяч таких дел о выселении. По словам Владимира Платонова, надо рассматривать каждый случай в отдельности, а когда появится судебная практика, возникнет и возможность ряд решений пересмотреть.
Алексей Головань напомнил, что, пока суд да дело, Комитет Госдумы по делам женщин, семьи и детей предлагает в проекте федерального закона вместо слов "за исключением несовершеннолетних" указать "за исключением детей, в том числе несовершеннолетних". Таким образом, будут защищены права всех детей, поскольку и совершеннолетние дети не могут быть бывшими.
Риелторы считают иначе. По их логике, закон, разрешивший выселять детей, был принят не из нелюбви к ним, а по объективным причинам, целью которых было развитие рынка недвижимости. В случае принятия поправок в новой редакции, когда дети не выселяются априори, у граждан появится возможность для мошенничества в процессе оформления ипотеки. Например, берет человек кредит и покупает квартиру, прописав в нее жену и ребенка, а потом разводится и объявляет себя неплатежеспособным. В итоге банк может рассчитывать на залоговую квартиру только после достижения ребенком 18 лет. За это время, волнуются риелторы, у матери может появиться второй ребенок, а там и до внуков недалеко.
В итоге, считают участники рынка недвижимости, законопроект наносит удар по всей ипотеке, а значит, и по программе "Доступное жилье".