Новости

31.05.2007 03:00
Рубрика: Экономика

Иванов замкнул цепочку

Россия формирует собственную топливопроводную инфраструктуру
Через три года в нашей стране появится замкнутая технологическая цепочка, которая позволит отказаться от иностранного сырья и полуфабрикатов при производстве труб большого размера.

Без таких артерий сегодня невозможна транспортировка нефти и газа. А в России, между тем, сложилась парадоксальная ситуация: собственные углеводороды мы перекачиваем по стране и за рубеж по трубам, произведенным из металла, и с помощью иностранных потребителей наших природных ресурсов. Например, крупнейший в России Выксунский металлургический завод закупает широкую листовую сталь в Германии, Японии, Корее, Китае и в некоторых других странах. Листы на заводе сваривают в трубы, и только после этого они расходятся по заказчикам.

Второй парадокс относится уже собственно к предприятию. Дело в том, что два года назад Выксунский завод серьезно переоборудовали. Только за импортную производственную линию для труб большого диаметра акционеры выложили круглую сумму 170 миллионов долларов. Правда, одних только "умных" станков оказалось мало. Дело уперлось в два существенных препятствия: отсутствие качественной стали и специального оборудования для прокатки ее в широкий лист. Сейчас оба препятствия, можно сказать, преодолены. Во всяком случае приняты конкретные решения и сделаны первые шаги для создания 100-процентно российской технологической цепочки по производству труб большого диаметра. Металл в специальных слитках (металлурги называют их слябами) в Нижегородскую область будет поставлять Чусовский металлургический комбинат, так же как и ВМЗ, входящий в Объединенную металлургическую компанию. А производством листа для труб займется новый "стан-5000", в закладке которого вчера участвовал первый вице-премьер Сергей Иванов.

- В 2010 году здесь начнут делать действительно уникальное оборудование для черной металлургии и топливно-энергетического комплекса страны, - не сомневается первый зампред правительства.

Об этой самой уникальности корреспонденту "РГ" подробно рассказал начальник технического отдела трубного производства Сергей Гришин. Помимо того что из производственного цикла, наконец, удастся исключить импортные закупки, новый стан резко повысит мощность завода. Специалисты уже подсчитали, что объем ежегодного выпуска больших труб превысит 1,5 миллиона тонн. Это, по словам Гришина, примерно в 3 раза больше, чем сейчас производят конкуренты выксунцев. К тому же завод превратится в монополиста среди российских и мировых металлургических производств по выпуску труб диаметром 1420 и толщиной до 50 миллиметров. Называем эти цифры потому, что именно от них зависит пропускная способность любого нефте- и газопровода: чем больше толщина стенок, тем более высокое давление они выдерживают и тем больший объем топлива реально прогнать через эту артерию.

Конечно, все эти показатели должны сопровождаться международными стандартами по качеству металла, сварному шву, другим технологическим компонентам, топливной магистрали. Судя по тому, что к продукции выксунцев заранее проявляют интерес не только гранды отечественного ТЭКа вроде "Газпрома", "Роснефти", но и топливные компании Европы, и Ближнего Востока. Продукцию под Нижним Новгородом выпускают кондиционную, даже по западным стандартам.

Лучшее тому свидетельство - участие завода в крупнейших топливно-энергетических проектах. Трубы большого диаметра с клеймом "ВМЗ" можно, к примеру, увидеть на 70 процентах магистрального трубопровода "Сахалин-1". Более 350 тысяч тонн таких труб закупили для проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан". Завод поставляет свою продукцию и на строительство наземной части Севера - европейского трубопровода и уже подал заявку на участие в его подводном этапе. А впереди - не менее заманчивые и масштабные программы вроде разработки Штокмановского углеводородного месторождения и добычи нефти на полуострове Ямал.

Вчера же Сергей Иванов посетил еще одну новостройку Выксы - литейно-прокатный комплекс. Он станет самым эффективным металлургическим производством России. Эксперты говорят, что работающие здесь 800 специалистов смогут заменить примерно 5 тысяч рабочих и инженеров, которые сегодня задействованы на аналогичном цикле. А комплекс собираются ввести в строй уже в будущем году.

Рассказал Сергей Иванов и о мерах, предпринимаемых правительством для поддержки крупных российских предприятий.

- Кроме моральной поддержки, здесь есть ряд чисто экономических мер, - пояснил первый вице-премьер.

По его словам, речь может идти о налоговых льготах для поставщиков продукции, которая пока не производится в России.

Экономика Отрасли Промышленность Правительство Вице-премьеры