Авторская версия Боурна может быть поставлена в ряд со знаменитыми постановками "Лебединого" Джона Ноймайера (об истории Людвига Баварского) и Матса Эка, который наполнил балет многозначностью смыслов и полностью лишил его красивости. Спектакль Мэтью Боурна, которому 12 лет и который уже записан на DVD, когда-то произвел фурор, а англичане даже находили некое сходство жизненных обстоятельств балетного Принца и Принца Чарльза. Это "Лебединое" наконец доехало и до Москвы и имело оглушительный прием.
В балете музыка Чайковского сохранена, тем не менее Боурн предлагает свою историю. Он уловил в музыке Чайковского отчаянный крик Лебедя, крик одиночества в утопической погоне за счастьем. Лебедь Боурна - свободная дикая птица, хищная, сильная, жестокая. Она олицетворяет мужское начало, движущие силы природных стихий.
Принц жаждет любви до такой степени, что стремление духовной близости с матерью чуть не оборачивается инцестом. Наставник покупает для Принца проститутку, чтобы девственник познал любовь. Любовный голод гонит подвыпившего Принца в ночной клуб, но здесь - только ложь и предательство. Оказавшись в городском парке, он пишет предсмертную записку и пытается утопиться в озере. Но дорогу в небытие ему преграждает Лебедь из сновидческой сказки. Что это - наваждение, алкогольная фантазия, эротическая греза? Лишь "бриджи" этого Лебедя из лебединого пуха. А голый мускулистый торс - окрыленная метафора свободного полета. Лебедь застывает в декоративном арабеске с заломленной рукой, словно сошедшим со знаменитой афиши Льва Бакста к "Русским сезонам", на которой был изображен Нижинский в "Видении розы". Такая аллюзия обогащает природу этого изощренного видения. Белый акт в парке, подобно II акту "Жизели", происходит в полнолуние, когда обостряются чувства и миром правит мистерия. В знаменитом белом адажио Принц вторит движениям Лебедя, и у него буквально вырастают крылья.
Черный акт решен как церемония королевского бала с VIP- персонами и папарацци. На балконном парапете, словно черный коршун, появляется неотразимый, сексуальный франт с плеткой. Для Принца это гром среди ясного неба, ибо Незнакомец - двойник Лебедя. Под музыку русского танца поставлены "под рюмку водки" страстные танцы черного пришельца с разномастными "невестами Принца" и флирт с Королевой. Черное адажио - полный вожделенной одержимости эротический вальс-поединок Незнакомца с Королевой-матерью. А в медленной части при погашенном свете происходит метаморфоза: вместо Королевы в крепких руках хищного Незнакомца оказывается Принц. Их дуэт - макабрическая румба. Это игра со смертью. Последний акт происходит в спальне Принца, превращенной в психиатрическую палату. Его окружают медсестры-придворные, в злобных кукольных масках и белых кринолиновых юбках, с коварным Наставником-врачом.