01.06.2007 03:00
    Поделиться

    Правительство выложит мясной козырь

    Сегодня премьер-министр Михаил Фрадков на внеплановом совещании намерен поставить точку в регулировании импорта мясной продукции - явно в преддверии саммита "большой восьмерки".

    Участвовать будут первый вице-премьер Дмитрий Медведев, глава минэкономразвития Герман Греф, минсельхоза Алексей Гордеев, глава МВД Рашид Нургалиев и руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. "Вы отчитаетесь, выработаем план действий, чтобы не политизировать этот вопрос по любому поводу, а у нас этих поводов, к сожалению, все больше и больше становится", - заметил премьер, явно намекая на польский скандал.

    Ведь запрет на ввоз польского мяса в нашу страну, по сути, блокирует подписание соглашения России с Евросоюзом. Хотя на днях президент Владимир Путин заявил, что Москва готова открыть свой рынок для некоторых польских предприятий. Но дело не столько в польском мясе, "ЕС субсидирует свое сельское хозяйство и сбрасывает на российский рынок произведенную таким образом продукцию". А кроме этого, еще и продукцию третьих стран. "Нас это не устраивает", - предупредил Путин. Собственно, подобная ситуация не устраивает не только Россию. Недавно в Берлине была арестована большая партия польского мяса. "В ближайшее время я встречусь с Ангелой Меркель на саммите "большой восьмерки" в Германии. И там я не буду ей говорить: "Ты сама не хочешь этого мяса есть, а мне его хочешь скормить", но факт задержания такого мяса в Берлине говорит о том, что проблема качества существует", - не удержался Путин.

    Вчера же столь резкую реакцию премьера вызвало замечание Грефа, который, похвалив губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя за легкое решение практически всех проблем области, неожиданно выступил против дальнейшего ужесточения режима импорта мяса в Россию.

    По мнению министра, не стоит дальше политизировать эту тему в ответ на идеи вообще закрыть российский рынок для иностранного мяса.

    "Я хочу сказать, что это слова людей, которые таким образом хотят переложить проблемы своего неумения управлять ситуацией на попытки просто закрыть рынок", - заявил главный экономист. Закрытие рынка, по его мнению, не даст позитивных результатов, так как в России и без того уже действует "тяжелейший режим" для ввоза мяса из-за рубежа. Наша страна - единственная в мире, получившая при присоединении к ВТО разрешение до 2014 года иметь квоты.

    Поэтому Греф предложил государству в первую очередь бороться с контрабандными поставками мяса, объемы которых возрастают.

    - У нас есть и национальный проект, и общая задача поддержать своих товаропроизводителей, задача навести порядок на границе, и действительно, если это контрабанда, а, по имеющейся информации, контрабанда очень большая, то, конечно, цена установленных квот просто девальвируется, - явно не поддержал его Фрадков.

    Правда, и с квотами не все благополучно. По информации МВД, есть незакрытые уголовные дела по злоупотреблению квотами.

    Но мясные проблемы страны, судя по всему, создали благоприятные условия для отечественных мясопереработчиков.

    - У вас КРС (крупный рогатый скот) есть? - неожиданно для губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя поинтересовался у него Фрадков, слушая о проектном институте и явно думая о своем - больном.

    Россель рассказал, как в регионе создается сеть убойных цехов и, что, если раньше желающему сдать скот, надо было отдать две бутылки водки для этого, то теперь к нему приедут по звонку.

    - Это не из серии фантастики? - спросил премьер.

    - Нет, - ответил Россель.

    - Тогда откажемся от импорта? - пытаясь понять картину из жизни сельского хозяйства, поинтересовался премьер. - У ваших крестьян нет озабоченности, что их душит импорт?

    На что губернатор заверил главу правительства, что региональное правительство им помогает и никакой помощи в этом вопросе от центра им не надо. Фрадков с облегчением вздохнул, но о мясной теме не забыл.

    - А преступность у вас как? - прервал рассуждения губернатора Фрадков.

    - Она традиционно была высокая, - под смех в зале честно констатировал Россель, заметив, что милиции и зарплату подняли, и всей техникой обеспечили, и в итоге "вылавливаем преступников каждый день целыми бригадами".

    На удивление, губернатор Свердловской области практически не просил денег, но привез громадье планов. Один из них - создать в регионе промышленную особую экономическую зону под названием "Титановая долина". Для этого он просил правительство ускорить принятие решения о проведении нового конкурса по отбору ОЭЗ. По словам Росселя, принципиальное согласие на участие в этой ОЭЗ уже получено от компаний Boeing, Yamaha, Rollce-Royce и других. "Титановая долина", продолжил губернатор, обеспечит появление пяти тысяч новых рабочих мест и привлечение профильных технологий на сумму 38 миллиардов рублей.

    Фрадкова подобное предложение явно насторожило: "Конечно, "Боинг" там облизывается, но передали этот завод "Рособоронэкспорту" не для того, чтобы он делал зону, а чтобы сделал производство и чтобы "Боинг" потом стоял в очереди на продукцию".

    - Этот мед нужно в своих ульях обустраивать, - сказал Фрадков, отметив необходимость своими силами развивать стратегическое производство. - Это же наш ресурс, надо поднимать Урал промышленный.

    На самом деле на Санкт-Петербургском экономическом форуме будет презентован крупнейший российский инвестиционный мегапроект "Урал промышленный - Урал полярный", главной задачей которого и станет освоение богатейших природных ископаемых Северного и Полярного Урала. Запасов этого региона хватит на то, чтобы обеспечить потребности всей российской экономики на 150 лет. Но сейчас он находится в крайне уязвимом положении, поскольку в регионе, обеспечивающем 45 процентов черной металлургии, 40 процентов цветной и 35 процентов отечественного машиностроения, сырьевые запасы на грани полного исчерпания. Сейчас значительная часть сырья завозится из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Потребности в марганце, хроме и медном концентрате покрываются за счет поставок из Грузии, Турции, Украины и Монголии, что ставит оборонную промышленность в зависимое положение от зарубежных поставок, а всю экономику - в зависимость от резких колебаний мировых цен.

    Пока уральский проект в качестве претендента на финансирование из инвестфонда рассматривали в минэкономразвития, интерес к нему проявили более двадцати инвесторов. Предполагается, что из инвестфонда будет профинансирована одна пятая всех затрат. Еще столько же возьмут на себя бюджеты субъектов, а все остальное вложит бизнес. Доход бюджетов всех уровней от реализации проекта составит свыше 40 триллионов рублей, что сопоставимо с размером ВВП в 2009 году.

    Впрочем, идей на Урале хватает: это и создание технопарка по производству информационных технологий, и организация сборки китайских автомобилей, на которую уже получено разрешение ведомства Грефа. Но и тут не обошлось без проблем: минпромэнерго отказалось выдавать разрешение на организацию такого производства, ссылаясь на неудовлетворительное качество китайских машин. "Уважаемые коллеги из минпромэнерго должны выпустить технический регламент, и если автомобили не будут ему соответствовать, то есть будут хуже, чем наши "Жигули" и "Волга", то они не должны появиться на рынке, а делать виртуальные ссылки на качество и не давать согласие - это противозаконно", - съязвил Греф.

    - Если мы за манну считаем китайскую сборку, то это о многом говорит, - недовольно заметил премьер.

    Росселю даже пришлось убеждать, что "комплектация собираемых автомобилей японская, от китайцев осталось одно название". Напоследок губернатор успокоил премьера, заметив, что отечественный бизнес начинает думать о будущем, только "смотреть надо за каждым".

    Поделиться