Сергей Фридинский | Год этот для прокуратуры, а следовательно и для меня, был далеко не обычным и весьма не простым. Я имею в виду организационные и кадровые перемены. Еще более значимые организационные изменения вот-вот начнутся в связи с принятием закона о Следственном комитете при Генпрокуратуре. В нынешнем году, в январе, исполнилось 285 лет со дня образования Российской прокуратуры, а в сентябре исполняется 140 лет со дня учреждения в России должности Главного военного прокурора. Вот такими разноплановыми событиями большой важности отмечен год. А в основном он прошел в работе. Мне во многом пришлось возвращаться к старым навыкам - значительная часть моей прокурорской биографии связана с Вооруженными силами.
РГ | Какие проблемы в настоящее время особенно актуальны для военной прокуратуры?
Фридинский | Проблем в армии достаточно, как и в обществе в целом. Отрадно, что многие из них - не поле деятельности органов военной прокуратуры. А что касается нашей работы, то основные направления ее известны, и не только нам. Это наведение порядка в призыве, предупреждение и устранение нарушений закона при прохождении военной службы, пресечение пресловутой дедовщины, обеспечение сохранности государственной собственности и другие.
РГ | Результаты такой работы обнадеживают?
Фридинский | Есть ли удовлетворение от результатов нашей работы? Думаю, что до определенной степени. Наверное, чтобы не утомлять рассуждениями, лучше обратиться к статистике. Судите сами. В текущем году общими усилиями нам удалось добиться сокращения количества преступлений на 20 процентов. При этом число неуставных взаимоотношений сократилось почти на треть. Существенно уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, хищения оружия и боеприпасов, боевых потерь. Это я только об основных показателях.
Прокуроры выявили свыше 54 тысяч нарушений закона и приняли меры к их устранению. Восстановлены права около 200 тысяч военнослужащих, членов их семей и других граждан.
Конечно, работа идет не без издержек, не все еще удается привести к нормальному состоянию. Но главное, чтобы люди верили - закон должен и может торжествовать. Верили и прокуроры, и люди, для которых они работают. Тогда результаты не заставят себя ждать. В необходимости укрепления этой веры я вижу одну из основных своих задач.
РГ | Казалось бы, армейская и флотская служба, где строгий порядок и постоянный контроль на всех уровнях, исключает самоуправство, воровство, другие беззакония. Может быть, не докопались до глубин, почему при жестком армейском режиме находятся лазейки для криминала?
Фридинский | Главная военная прокуратура как раз с этой целью предложила провести в нынешнем году мониторинг причин правонарушений в ряде военных округов. Этим занимаются военные ученые из Центра социологических исследований Вооруженных сил. А прокурорам поставлена дополнительная задача изучить все обстоятельства, способствующие совершению преступлений различных категорий.
Такие исследования уже начались, и их результаты весьма интересны не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Они легли в основу запланированных на второе полугодие 2007 года совместных с минобороны мероприятий по профилактике и преодолению правонарушений в армейской среде. Эти исследования затрагивают достаточно обширные и разносторонние области военной деятельности.
От редакции
Юбилей военной прокуратуры и один год прокурорской службы на новом месте совпал у Сергея Фридинского и еще с одной датой. Сегодня ему исполняется 49 лет.
Поздравляем!