"Справедливая Россия" пытается возродить интерес к законопроекту о введении налога на роскошь

 В ближайшее время можно ожидать новой волны дискуссий вокруг введения налога на роскошь. Коллеги спикера Совета Федерации Сергея Миронова пытаются сейчас провести "реинкарнацию" законопроекта, который не нашел поддержки ни в правительстве, ни в Госдуме в 2006 году.

От внимания общественности не ускользнул тот факт, что в конце апреля этого года попытку возродить затухший интерес к так называемому налогу на роскошь предприняла Русская православная церковь - в условиях нынешней России весьма влиятельная сила. "Прогрессивный налог вкупе с налогообложением роскоши и недвижимости уменьшат огромный социальный разрыв между различными слоями населения в России", - заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Напомним, что первый законопроект о введении налога на роскошь предусматривал взимание денег при покупке дорогостоящих вещей. Роскошью предлагалось считать любое имущество, которое оценивается более чем в 15 миллионов рублей.

Впрочем, для автомобилей и иных средств передвижения этот ценовой минимум устанавливался в 2 миллиона, для драгоценностей и произведений искусства - в 300 тысяч рублей. Размер налога обсуждался в границах от одного до пяти процентов от рыночной цены имущества или вещи. При этом замах был серьезный: сделать плательщиками налога не только физических, но и юридических лиц, на которых может оформляться дорогостоящее имущество. В пояснительной записке к законопроекту говорилось: "Речь идет о предметах, которые идут не на удовлетворение потребностей первой необходимости, а лишь второстепенной или третьестепенной, обладание которыми, несомненно, доказывает наличие крупных доходов".

На эту инициативу в 2006 году правительство отреагировало отрицательным отзывом. Именно отзывом, а не заключением, поскольку на тот момент не было представлено никакого финансово-экономического обоснования для введения нового налога. Но уже тогда инициаторы говорили о возможном к лету 2007 года повторном внесении законопроекта, и этот прогноз-намерение, судя по всему, начинает сбываться.

Предложение коллег Сергея Миронова, впрочем, имеет подтверждение своей актуальности и вне России. Скажем, в прошлом году максимальная ставка налога на сверхдоходы в Германии была повышена с 42 до 45 процентов. А в воздухе витает идея увеличить с 1,5 до 10 процентов налог на наследство, превышающее один миллион евро. В Италии также появился налог на богатство: год назад его обязали уплачивать владельцев недвижимости на Сардинии, владельцев яхт и частных самолетов. В Британии налог на роскошь касается в основном недвижимости. А при покупке недвижимости взимается основной налог в размере 40 процентов от размера прибыли, если данный объект недвижимости не является основным местом проживания продавца. Кстати, министр регионального развития РФ Владимир Яковлев в прошлом году предлагал пойти по аналогичному пути: он выдвинул идею увеличения налога на покупку второй и всех последующих квартир, поскольку граждане их приобретают для сдачи в аренду или вложения "лишних" денег. Правда, вскоре этот порыв быстро погас.

Разумеется, риски такой затеи на российской почве очевидны: "суровость законов может быть смягчена их неукоснительным неисполнением". "Черный рынок" роскоши, существовавший в советские времена, может легко возродиться в случае поступления "социального запроса" со стороны бедствующих миллионеров.

   компетентно

Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов:

- Такой законопроект можно рассматривать разве что как символический акт. При нынешней плоской шкале подоходного налога некий "налог на роскошь" выглядел бы более чем странно. А если посмотреть на эту тему с позиций мировой практики, то станет очевидно, что "налог на роскошь" на самом деле может быть включен в другие, уже существующие налоги. Во-первых, это прогрессивная шкала подоходного налога: чем выше доход, тем больше сумма уплачиваемого налога.

Во-вторых, налог на недвижимость, причем исчисляемый исходя из реальной, рыночной стоимости квартир, коттеджей или дворцов.

В-третьих, налог на наследство. И, наконец, налог при осуществлении очень крупных покупок. Как видим, речь не идет о том, чтобы делать обыски в квартирах на предмет обнаружения бриллиантов. Если двигаться именно в таком, уже апробированном направлении, то мы придем к той системе, которая действует во многих странах мира. В ином случае, вероятно, это не более чем дела предвыборные.