К такому выводу пришли участники проходившей вчера в Госдуме международной конференции "Законодательное обеспечение формирования гражданской системы противодействия преступности и терроризму".
Действительно, цифры, которые привел заместитель начальника управления аппарата Национального антитеррористического комитета России (НАК) Сергей Безмин, впечатляли. Как заявил Безмин, сославшись на данные Международного валютного фонда, в финансировании терроризма участвуют средства на общую сумму 50 миллиардов долларов. Здесь уже сложился довольно развитый рынок труда, сформировались свои законы.
Известна и цель террористов - не просто обострить и дестабилизировать обстановку в той или иной стране, но в конечном итоге совершить территориальный передел и насильно изменить существующий конституционный строй. По словам Безмина, в 2006 году в мире совершено более 14 300 терактов, в результате которых погибли более 20 тысяч человек и 54 тысяч пострадали. И, к сожалению, несмотря на объединенные усилия стран, число терактов не уменьшается. В 2006 году по сравнению с 2005-м их произошло больше почти на треть. Впрочем, эта тенденция не характерна для России, где, по свидетельству Безмина, в последнее время количество террористических актов резко сократилось. В 2005 году на территории страны было совершено 257 терактов, а в 2006-м - 162. Несмотря на то что Чечня и Дагестан остаются наиболее опасными регионами, террористическая активность там тоже идет на спад. "В Чечне в 2005 году совершено 111 терактов, в 2006-м - 74, в Дагестане - 77 и 17 соответственно", - сообщил участникам конференции Безмин.
Сотрудники российских спецслужб успешнее стали предотвращать теракты. В 2006 году правоохранительными органами и спецслужбами было предотвращено более 300 терактов, которые планировались в Чечне, Дагестане и других субъектах Федерации. Обезврежено более 120 террористов, в том числе 35 руководителей незаконных вооруженных формирований. Кроме того, спецслужбы перехватили 887 тысяч сообщений, связанных с террористической деятельностью, закрыли 186 интернет-сайтов, на которых террористы давали подробные инструкции по подготовке и проведению диверсий, учили делать взрывчатые устройства. За преступления, связанные с террористической деятельностью, в 2006 году были осуждены 896 человек. 546 боевиков добровольно сдались властям в рамках объявленной амнистии.
И все же, как признал заместитель председателя думского Комитета по безопасности Анатолий Куликов, в России настоящая борьба с терроризмом только начинается. "Нам надо менять уровень правосознания и законопослушания, в противном случае мы всегда будем отставать и не сможем добиваться желанных результатов", - заметил Куликов и вспомнил свой давнишний визит в США. Куликов напросился в один из полицейских участков Чикаго, чтобы увидеть, как борются с преступностью там. В те пятнадцать минут, что потребовались для оформления нужных бумаг, Куликов смог наблюдать, как на участок пришли четыре обычных американских гражданина и сообщили о замеченных ими фактах торговли наркотиками. Куликов подивился. И позже, когда стал министром внутренних дел, попробовал повторить опыт в московском отделении милиции. Пробыл там немало времени, однако никаких москвичей с сигналами о правонарушениях не дождался.
Кроме низкого правосознания, по мнению Куликова, россиянам мешает и плохое воспитание в семье. Именно там корни многих наших проблем, связанных с преступностью. Как сказал Куликов, в семьях, где пьют и насилуют и откуда чаще всего одна дорога - в приют, - только 10 процентов детей вырастают нормальными, 40 процентов становятся преступниками.
Но и американский опыт противодействия терроризму и преступности участники конференции не вполне одобрили. Даже представители США считали, что у россиян в плане борьбы с новыми вызовами и угрозами есть чему поучиться.