04.06.2007 05:00
    Поделиться

    Из-за обвала на улице Косыгина изменились маршруты транспорта

    1 июня на улице Косыгина неожиданно поменял маршруты городской транспорт. Произошел очередной обвал, и автобусам и троллейбусам пришлось его объезжать.

    А чуть раньше на Каширском шоссе провалился под землю целый грузовик с мороженым. Что же происходит в столице и чего ожидать москвичам в будущем? Об этом корреспондент "РГ" беседует с управляющим ГУП "Мосгоргеотрест" Андреем Антиповым.

    Российская Газета: Один из самых громких провалов, случившийся прошлой осенью во время реконструкции Ленинградского шоссе, власти объяснили тем, что строительная фирма, ведущая там работы, нарушила технологию производства. Неужели никто не контролирует процесс строительства даже на таком серьезном объекте? Может, прав тогда главный диггер России Вадим Михайлов, говоря, что необходимо создать независимую экспертную комиссию по мониторингу геотехнических проблем города...

    Андрей Антипов: Экспертно-консультативная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям создана распоряжением правительства Москвы еще в 1995 году. Она занимается вопросами инженерной геологии, инженерной подготовки территорий, строительства, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений в сложных инженерно-геологических условиях города. Она также взаимодействует с Мосгосэкспертизой при проведении государственной экспертизы сложных и ответственных проектов. Входят в эту комиссию такие видные ученые, как профессор Вячеслав Ильичев и другие. То есть чего-чего, а независимости вполне хватает.

    Что же касается процесса строительства, то в соответствии с Градостроительным кодексом России перед началом проектирования любого объекта обязательно должны проводиться инженерно-геологические изыскания. Это целый набор работ. В результате перед началом строительства у проектировщика имеется вся необходимая информация. Допустим, мы установили, что в каком-то месте слабые грунты. Проектировщики тут же дают рекомендации по укреплению фундаментов.

    РГ: А на этапе изысканий могут быть ошибки?

    Антипов: Могут, но это случается очень редко. Если не брать во внимание человеческий фактор, иногда бывает тяжело сделать изыскания в существующей застройке. Например, нужно перегораживать дорогу, останавливать движение автомашин, ставить буровые машины на проезжей части или в зоне существующих коммуникаций. Специалисты иногда вынуждены отступить от намеченного места бурения или сделать работу не в полном объеме. К счастью, в Москве существует тройная экспертиза изысканий. Первый этап - это выдача разрешения на проведение инженерно-геологических изысканий. Второй - приемка материалов в геофонд города. Он существует и пополняется с 1940 года. Уполномочен его вести как раз "Мосгоргеотрест". Поэтому вторая проверка материалов осуществляется после того, как они попадают в трест. На третьем этапе экспертиза инженерных изысканий проводится уже органами госэкспертизы. Кроме того, перед началом изысканий все равно изучаются фондовые материалы. А сейчас вышло распоряжение правительства Москвы, в соответствии с которым мы должны обобщить всю собранную нами информацию по геологии Москвы, и совместно с институтом геоэкологии РАН выполнить крупномасштабное геологическое картирование территории города.

    РГ: Андрей Владимирович, ну вот, все делаете по правилам. А провалы-то продолжаются...

    Антипов: У каждого конкретного случая своя причина. Но очень много аварий происходит именно по вине застройщиков.

    РГ: Вот и диггеры утверждают, что провалы напрямую связаны с увеличением объемов строительства в Москве...

    Антипов: Чем больше строек, тем больше возможность аварийных ситуаций. Но заметьте: крупных аварий с существенными последствиями в городе не происходит. И это при том, что одного жилья в городе возводится 5 миллионов квадратов в год, а сколько еще коммунальных, транспортных и других объектов? На слуху же постоянно какие-то мелкие провалы.

    РГ: многие специалисты считают, что земля, на которой стоит Москва, вообще опасна для застройки, особенно ее центр, где много каменно-угольных отложений, известняков. Даже Кремль, говорят, уже проваливается, или по крайней мере там идет процесс проседания. Михайлов считает, что происходит это потому, что Манеж построили с нарушением водооттоков грунтовых вод. Что вы скажете на этот счет?

    Антипов: Водный режим на территории Московского Кремля не зависит от ситуации на Манежной площади. С точки зрения гидрогеологии здание Кремля находится в полной безопасности. А известняки находятся по всей территории Москвы в том или ином виде. Карстовые процессы присутствуют на части городской территории, как и в любом другом городе мира, который подстилают известняки. Но я могу назвать только две аварии, которые произошли из-за незнания геологической структуры, особенностей грунтов на участке. Это провал дорожного полотна на Большой Дмитровке в 1998 году, из-за чего обрушился фасад соседнего дома. А предыдущая авария такого рода произошла в конце 1970-х, в результате чего обрушился пятиэтажный дом на Хорошевском шоссе. Все остальные обрушения и проседания происходили из-за прорывов водонесущих коммуникаций, ошибок застройщиков, пожаров и т.д.

    РГ: Как вы относитесь к стремлению властей интенсивно осваивать подземное пространство города?

    Антипов: Все города мира идут по этому пути. В канадском Торонто, где климат очень похож на наш, я могу перейти из здания в здание, не выходя на улицу, это удобно - женщины меня поймут. Главное - все сделать правильно. Например, все побережье Голландии - бывшее морское дно, и там прекрасно строят. Японцы строят высотки на насыпных островах в океане при сейсмичности 8-9 баллов. Строить можно везде. Вопрос лишь - как строить?

    Поделиться