Завтра депутаты Госдумы должны рассмотреть очередные поправки в закон о банкротстве. Новый законопроект, по замыслу разработчиков, призван устранить двусмысленность трактовки статей закона, уменьшить расходы на процедуры банкротства, а также усилить контроль за деятельностью арбитражных управляющих.
В частности, чтобы сократить расходы на проведение процедуры банкротства, предлагается первое - это исключить обязательное опубликование в официальном издании сведений по вопросам, связанным с банкротством. Разработчики считают, что вполне достаточно будет публиковать необходимую информацию только в средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Второе - это пересмотреть оценку имущества предприятий с привлечением независимого оценщика. На практике оценка имущества предприятий с привлечением независимого оценщика целесообразна только в отношении имущества балансовой стоимостью более 100 000 рублей за единицу. Малоценные предметы (канцтовары, инвентарь и так далее) экономически не выгодно оценивать с привлечением независимого оценщика. Действующий закон о банкротстве сегодня не содержит четкого определения категории имущества, которое должно оцениваться с привлечением независимого оценщика. В связи с этим уполномоченный орган придерживается позиции о привлечении независимого оценщика при оценке имущества, если его объем по результатам инвентаризации в совокупности составит более 100 000 рублей балансовой стоимостью.
Третье предложение касается права арбитражного управляющего привлекать для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. Арбитражные управляющие привлекают помощников без согласования с кредиторами и тратят денежные средства из конкурсной массы. Разработчики законопроекта считают, что это неправильно и предлагают в таких случаях получать согласие собрания кредиторов, а также согласовать с собранием кредиторов максимальный размер оплаты этим специалистам.
Все эти изменения, уверены разработчики, позволят исключить ненужные расходы и сэкономить денежные средства должника. В результате чего большую сумму можно будет направить на погашение требований уполномоченного органа и кредиторов.
Несмотря на безусловную необходимость совершенствования законодательства о банкротстве с учетом правоприменительной практики, новый законопроект вызывает серьезные разногласия в думских комитетах. Так, Комитет по собственности считает, что законопроект имеет серьезные замечания концептуального характера, не позволяющие поддержать его принятие. Например, исключение обязательного опубликования в официальном издании сведений по вопросам, связанным с банкротством, может привести, считают в комитете, к нарушению прав третьих лиц вследствие отсутствия информации.
Предлагаемые законопроектом изменения, предусматривающие передачу социально-значимых объектов в муниципальную собственность, не соответствуют позиции Конституционного суда Российской Федерации о недопустимости подобной передачи без выплаты их прежним собственникам разумной и справедливой компенсации, размер и порядок выплаты которой надлежит предусмотреть законодательно.
Кроме того, комитет по собственности считает необходимым обратить внимание на то, что по тому же вопросу Госдумой уже принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который в настоящее время готовится комитетом к рассмотрению во втором чтении и содержит большинство норм, предлагаемых законопроектом к изменению.