Согласно поправке жителям области - владельцам гаражей предоставляется право бесплатно приватизировать землю, на которой они стоят. Причем право это предоставляется как и в случае с так называемой "дачной амнистией" независимо от того, на законных основаниях поставлен гараж или нет. Правда, при этом оговорено: любой житель вправе только однажды воспользоваться возможностью приватизации, даже если у него десяток таких гаражей.
По мнению депутатов, основная цель такой поправки - увеличение налогооблагаемой базы, так как земля в городах региона, особенно в областном центре, стоит дорого и даже очень дорого. Сейчас только на территории Самары находится 97 тысяч гаражей и автостоянок. 80 процентов земли под ними не оформлено в собственность, а значит, и не облагаются налогами. После приватизации этой земли, соответственно, казна будет получать больше средств.
У владельцев гаражей такая депутатская инициатива, естественно, вызвала большой энтузиазм. Бесплатно стать владельцем пусть и небольшого участка земли, к примеру, в центре Самары, дорогого стоит.
А строители встретили новость с недоумением.
- Я не понимаю, почему в ходе реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" областные верхи стремятся сделать все для повышения его стоимости, - возмущается руководитель одной из строительных фирм Игорь Колесов. - Сначала исполнительная власть региона резко - до 20 раз - подняла ставки арендной платы за земельные участки под строительство жилья. И хотя сейчас они несколько снижены, это все равно привело к удорожанию квадратного метра. Мы ведь не альтруисты и себе в убыток работать не будем. А теперь в процесс повышения стоимости жилья включились и законодатели. Если прежде при расчистке участка под строительство мы выкупали лишь капитальные гаражи как строения, а самострой просто сносили, то после принятия поправки придется выкупать не только постройки, но и землю под ними. Естественно, что все эти расходы лягут на покупателей жилья.
- Предлагаемая поправка не только приведет к повышению стоимости квадратного метра, но и к замедлению, а может быть, даже и невозможности вести строительство на том или ином участке, - дополняет Колесова его коллега Сергей Веретенников. - Предположим, что на участке, отведенном под застройку, находится гаражный массив. Отказ двух-трех собственников гаражей от продажи, особенно если их участки расположены в центре этого массива, сведет все усилия застройщиков к нулю.
Адвокат Виктор Садов считает, что такая ситуация вполне реальна, поскольку никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда. И тем более никто не может заставить человека продать свою собственность, если он этого не хочет. Так что, по его мнению, опасения строителей совсем не беспочвенны. В результате процесс жилищного строительства может сильно притормозиться.
Но поправка бьет не только по карманам строителей и рикошетом по покупателям жилья, но и по областной казне. Сейчас, к примеру, в Самаре все шире разворачивается строительство дорожной магистрали "Центральная". На ее будущей трассе расположены тысячи как законных, так и не совсем законных гаражей. Если поправка в закон будет принята депутатами, то землю под этими гаражами придется выкупать уже бюджету, так как именно за его счет ведется строительство. И не исключено, что сегодняшние расходы на это превысят будущие поступления от земельного налога.