Совет у нас до сих пор даже журналисты путают с Евросоюзом и Европарламентом, хотя давно пора бы научиться его идентифицировать по одному простому признаку: это единственный общеевропейский институт, в котором Россия членствует. Ни в Евросоюз, ни в Европарламент ее никогда не звали и вряд ли в обозримом будущем позовут.
Зато в Совете Европы она участвует не просто на полных, но, я бы сказал, особых, почти эксклюзивных правах. Ни одному своему участнику эта старейшая европейская организация, созданная еще в 1949 году по инициативе Уинстона Черчилля и специализирующаяся прежде всего на проблемах прав человека, не прощала столько грехов, сколько она простила России.
Мало того: сперва ей прощали грехи с трудом и скрипом - за Чечню в 90-е годы чуть было вовсе не выставили за дверь, - а потом все пошло, как по маслу. Словно привыкли к тому, что Россия это такой европейский анфант террибль: хочешь - прощай его, не хочешь - не прощай, но он все равно не изменится. И, следовательно, принимай его таким, каков он есть.
Вот и теперь, на свою особую, юбилейную сессию, которая проходит в год его 50-летия, Конгресс местных и региональных властей специально пригласил делегацию Москвы с выставкой и своего рода отчетом. Что, видимо, говорит о том, что в Страсбурге опыт Москвы в сфере развития местной демократии и самоуправления рассматривается как сугубо положительный, если не эталонный.
Надо заметить, что Конгресс местных и региональных властей - не просто солидная и уважаемая организация. Его роль в европейской жизни в последнее время становится все более заметной. Ведь Европа живет общим домом, границ между государствами нет, процессы децентрализации усиливаются, межгосударственное сотрудничество, прежде всего в экономической сфере, закономерно уступает позиции сотрудничеству межрегиональному и трансграничному.
Московская презентация прошла в традиционном российском духе - с помпезной фотовыставкой, призванной проиллюстрировать счастливую жизнь москвичей, особенно малолетних, и обильным фуршетом, в свою очередь преследующим цель, по словам ведущего, продемонстрировать "разнообразие русской кухни".
В последовавшем после вернисажа и фуршета выступлении на сессии конгресса глава московской делегации, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов говорил, по традиции российских политиков, о многом. И напоследок вручил председателю конгресса Хальвдану Скарду обращение московских студентов "ко всем людям доброй воли" по поводу апрельских событий в Эстонии.
К сожалению, в целом в выступлениях российских политиков на сессии конгресса был излишек общеполитической риторики, не имевшей отношения к конкретным и актуальным проблемам укрепления местной и региональной власти.
Европейские страны, как уже было сказано, давно живут с открытыми границами, и на этих самых, открытых границах все больше возникает областей и городов, чья принадлежность к той или иной стране кажется все более и более условной.
Вот, например, на день раньше московской экспозиции в фойе Совета Европы открылась выставка города Монфольконе, находящегося на стыке границ Италии, Хорватии и Словении.
Город итальянский, но в такой же степени - по своей культуре, населению, традициям - еще и словенский, и хорватский. На трех языках, свободно переходя с одного на другой, вели презентацию Монфольконе "отцы" города.
Нужно ли напоминать, что на границах России с теми же Латвией и Эстонией тоже есть двуязычные и двуэтнические города и регионы, вроде Ивангорода, Нарвы, Пыталово (Абрене) и других.
Кстати
Пока что здесь процесс идет в направлении, обратном трансграничной кооперации и сотрудничеству. Конечно, в этом вина обоюдная - и властей России, и властей балтийских стран. Но ведь кто-то должен сделать первый шаг. Собственно, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы для того и существует, чтобы помогать такие шаги делать. Но лишь помогать. Заставить их делать он никого не может.