Новости

06.06.2007 00:00
Рубрика: Власть

Валерий Потапенко: Мы стараемся смотреть на годы вперед

Ненецкий автономный округ сегодня - один из наиболее привлекательных для инвестиций регионов России. И это не случайно: НАО сегодня называют государственной нефтяной кладовой. Только в 2006 году в экономику округа было вложено более 54 миллиардов рублей.

Как распорядиться природными богатствами с пользой для округа и страны, что сдерживает и что стимулирует развитие экономики региона, рассказывает глава администрации Ненецкого автономного округа Валерий Потапенко.

Российская газета: Валерий Николаевич, на территории округа геологи открыли более 80 месторождений углеводородов. Однако в разработке - лишь около 20. Еще меньше используется потенциал месторождений твердых полезных ископаемых. Чем объяснить этот факт?

Валерий Потапенко: Давайте посмотрим на это с другой стороны. Так уж получилось, что по запасам углеводородов Ненецкий округ занимает исключительное место в числе регионов Европейского Севера России. Только на его материковой части открыто 65 нефтяных, 2 газовых, 1 нефтегазовое, 4 нефтегазоконденсатных, 4 газоконденсатных месторождения, и сейчас компании, работающие на территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, продолжают открывать подземные кладовые. За последние годы открыты Восточно-Хаяхинское, Сямаюское и Восточно-Сарутаюское нефтяные месторождения. И тут мы двигаемся в правильном направлении: насущное требование времени - дальнейшая разведка запасов углеводородов. Это не менее важная проблема, чем необходимость создания развитой инфраструктуры для транспортировки нефти и газа. Ведь, по прогнозам министерства природных ресурсов, к 2015 году в стране будут исчерпаны рентабельные эксплуатируемые запасы нефти, а еще через 5 лет - природного газа.

Конечно, благодаря значительным запасам углеводородов ненецкая земля на годы вперед обеспечена притоком нефтяных денег. Однако запасы нефти и газа исчерпаемы. К тому же по действующему законодательству практически все налоговые и другие платежи недропользователей идут в федеральный бюджет. Региональная доля налога на добычу нефти и газа лишь 5 процентов. Тогда как от добычи твердых полезных ископаемых бюджет округа сможет получать 60 процентов налога. Простое сравнение заставляет нас вести геологоразведку твердых полезных ископаемых. Окружные власти поняли это давно и ведут работы в этом направлении. При поддержке федеральных властей разведываются месторождения флюорита на Амдерминской площади, никеля в пределах Бугровской рудной зоны. Работы должны завершиться в 2008 году, их стоимость составит порядка 75 миллионов рублей.

На востоке округа также ведется разведка угольных месторождений. На эти цели Федерация готова выделить порядка 29 миллионов рублей. Вместе с тем перспективный район добычи твердых полезных ископаемых есть и на западе округа, в районе Индиги. Там целая природная кладовая: найдены проявления цинка, драгоценных и полудрагоценных металлов, редкоземельных элементов. Об этом я говорил на встрече с президентом страны и вновь буду поднимать этот вопрос на правительственном уровне. Суммы для разведки требуются значительные, и округ тоже внесет свою посильную лепту. Основой стабильного развития региона должна стать государственная программа комплексного освоения природных ресурсов Ненецкого округа до 2020 года в рамках аналогичной программы по Северо-Западу. Ее разрабатывают соответствующие отраслевые институты. Если правительство РФ утвердит программу, доходы бюджета региона от добычи полезных ископаемых увеличатся более чем в два раза.

РГ: В округе работает порядка 25 недропользователей. Как у окружной власти складываются отношения с ними?

Потапенко: Сегодня внимание окружной власти сосредоточено на трех аспектах: это уровень добычи, соблюдение экологического законодательства и своевременная регистрация промышленных объектов. Нефтяная отрасль развивается достаточно интенсивно. Если в 1995 году уровень добычи был порядка двух с половиной миллионов тонн, то в 2006-м - уже 13 миллионов. В 2007 году ожидаемый уровень добычи - 13,5 миллиона тонн. Отрадно, что предприятия работают с прибылью, повышают заработную плату. Кстати, в округе средняя зарплата составляет более 30 тысяч рублей.

Прежде многие недропользователи пренебрегали обязанностью регистрировать объекты - уходили от налогов. Сейчас, я могу твердо сказать, ситуация меняется принципиально. Многие недропользователи зарегистрировали производственные объекты на несколько миллиардов рублей и продолжают ставить собственность на учет. Солидную прибавку за счет налога на имущество бюджет получит, например, от ООО "Нарьянмарнефтегаз", которое ведет разработку Южно-Хыльчуюского месторождения.

В сфере экологии главная задача - минимизировать ущерб природе в результате добычи углеводородов. Администрация округа намерена перейти на качественно новую ступень взаимодействия с федеральными надзорными структурами в сфере природопользования. В текущем году нами подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого создана рабочая группа совместно с Росприроднадзором и Ростехнадзором. Она займется мониторингом экологической ситуации на территории округа, а также разработкой его экологического паспорта. Летом начнутся полевые работы. В зону исследований попадает остров Колгуев, то есть Песчано-Озерское месторождение, а также группа месторождений в районе Варандея и Харьяги.

Еще одна сторона взаимоотношений с нефтяниками - их участие в социально-экономическом развитии территории. В округе практикуется подписание соглашений о взаимодействии. Мы находим общий язык со многими нефтяными компаниями. И это, несомненно, приносит пользу региону. Между прочими, 90 процентов окружного бюджета формируется за счет налогов от нефтяной отрасли.

РГ: Интенсивное освоение энергоресурсов, конечно, несет очевидную выгоду. Однако страдает уклад жизни титульной нации округа - ненцев...

Потапенко: Влияние на традиционный уклад жизни, конечно, имеет место. Но иногда эту проблему преувеличивают. Смотрите, вся вместе взятая территория оленьих пастбищ составляет ныне

13 196,5 тыс. гектаров, это порядка 75 процентов от всей территории округа. Несмотря на то, что за последние пять лет интенсивного освоения месторождений, по официальным данным, их площадь сократилась всего лишь на 0,03 процента. В первую очередь это связано не с изъятием незначительных площадей под нефтяные вышки, а с перекрытием пастбищ нефте- и газопроводными сетями. Поэтому для нас первостепенной задачей является минимизация последствий промышленного освоения на территории проживания малочисленных народов округа, защита законных прав и интересов оленеводов, создание условий для сохранения традиционного образа жизни ненцев - оленеводства.

Администрация округа оказывает значительную финансовую поддержку коренному населению. Из года в год растет бюджет регионального Фонда поддержки и развития коренных малочисленных народов Севера. Он формируется за счет налога на добычу полезных ископаемых. За счет его средств оленеводам и чумработницам ежемесячно идут выплаты, выделяются субсидии на строительство жилья.

В отдельную строку в бюджете выделена поддержка оленеводческих предприятий. Регион несколько лет подряд компенсирует сельхозкооперативам львиную долю транспортных расходов. Оленеводам покупают вездеходы, ветеринарные препараты, средства связи, выплачиваются субсидии за каждую сохраненную голову оленя. В 2006 году в развитие оленеводства в Ненецком автономном округе вложено 123 миллиона рублей. Благодаря проделанной работе удалось существенно увеличить поголовье оленей - сейчас на просторах Заполярья выпасается 163 тысячи голов. Округ занимает второе место по России после Ямала по численности северных оленей. Сегодня мы решаем проблему глубокой переработки и повышения качества оленины, что, на наш взгляд, не только поможет решить проблему занятости на селе, но и диверсифицировать окружную экономику, чтобы ослабить пресс монополизации топливно-энергетического комплекса.

РГ: Одна из проблем региона - отсутствие транспортной инфраструктуры. Как власти округа намерены решать эту проблему?

Потапенко: Транспортная инфраструктура, к сожалению, находится в регионе в зачаточном состоянии. Но мы будем решать проблему. Свыше 300 миллионов рублей заложено в бюджете округа на ремонт дорог, планируется строительство объездной автодороги в Нарьян-Маре. Но самый крупный и дорогостоящий объект - автомагистраль от столицы округа на Усинск (Республика Коми). Из окружной казны на ее строительство выделяется 70 миллионов рублей. Такая же сумма пойдет из федерального бюджета. На эти средства в 2007 году будет завершено строительство моста через реку Шапкино, это крупный и дорогостоящий объект. Но для завершения строительства требуется гораздо больше средств. Если деньги будут выделяться сегодняшними темпами, возведение дороги не осилить и за десяток лет. В этом году совместно с руководством Республики Коми мы обратились в правительство РФ с предложением о придании дороге Нарьян-Мар -Усинск статуса федеральной и увеличении ее софинансирования. В итоге бюджетные средства послужат толчком для привлечения в округ инвестиций, которые покроют затраты. Ведь надежные транспортные связи - одно из условий прихода инвесторов. Усилия администрации направлены и на то, чтобы привлечь к работе в округе новых авиаперевозчиков. Работаем над сохранением и развитием пассажирских перевозок на речных судах. Профильная компания получит субсидию на покрытие убытков. А значит, цены на билеты будут приемлемы для населения.

РГ: Как укрепить инвестиционный потенциал региона?

Потапенко: Проблем тут много, однако мы стараемся уменьшить факторы риска для инвесторов. Наша территория является привлекательной в том числе и тем, что через НАО можно транспортировать нефть на Запад независимо от сопредельных государств. Кроме того, компания "Транснефть" планирует построить трубопровод Харьяга - Индига. Эффективность любого проекта можно оценить, когда он заработает, но уже сейчас очевидна его выгода для региона. Нефтяники получат мощности для прокачки углеводородов, значит, они смогут наращивать добычу. Региону это даст дополнительные доходы. Кроме того, в районе Индиги в проекте - строительство порта, который в перспективе из промышленного разовьется до порта широкого профиля. Строящийся нефтепровод должен будет сопровождаться автодорогой на всей его протяженности. Это ли не новый импульс в развитии региона, который еще в начале прошлого века называли Краем белого безмолвия.

РГ: Бюджет округа, население которого немногим больше сорока тысяч человек, "весит" без малого восемь миллиардов рублей. Вместе с тем для повышения уровня жизни в НАО предстоит сделать немало. Хватает ли этих денег на решение масштабных, затратных проектов?

Потапенко: В этой связи не могу не остановиться на межбюджетных отношениях НАО и Архангельской области. Почему-то отдельным политикам кажется, что мы купаемся в нефтедолларах, а потому звучат призывы: "Все отобрать и поделить". Приведу только две цифры: в этом году, согласно договору, мы "отдадим" области 2,4 миллиарда рублей. А уже сегодня специалисты администрации готовят обращение в правительство РФ с просьбой о перечислении округу 2,8 миллиарда рублей для ликвидации ветхого и аварийного жилья. Хочу напомнить, что средства, необходимые на завершение строительства дороги Нарьян-Мар-Усинск, также сопоставимы с перечисляемыми суммами в бюджет Архангельской области.

Жизнь на Крайнем Севере в экстремальных климатических условиях требует больших затрат.

Бюджет округа носит строго ориентированный социальный характер. Сегодня пенсионеры и работники бюджетной сферы округа получают дополнительные денежные надбавки за счет региональной казны. Существенно выросли пособия на детей. В 2007 году удалось значительно увеличить расходы на финансирование окружных программ. Деньги пойдут на реализацию 9 программных проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, телекоммуникационных услуг, телевизионного и радиовещания в населенных пунктах НАО и так далее. Почему именно на эти цели? Я уверен, что качество жизни - это не только высокий уровень доходов, но и возможность получать качественные услуги.

Ощутимый результат для округа дает реализация нацпроектов. Четко поставленные задачи заставили работать территории. Федеральные рубли умножаются за счет вливаний из бюджета округа. Но не могу не отметить, что законодатели обошли вниманием особенности территорий. А здесь нужен дифференцированный подход. Так, в 2007 году расширен перечень техники и оборудования, которое можно приобрести в рамках нацпроекта АПК. Но на приобретение рыбацких лодок и лодочных моторов, переносных электростанций, другого оборудования для хозяйств, занимающихся рыбодобычей, предоставление кредитов не предусмотрено. Кроме того, я считаю, в нацпроекте не учтены интересы семейно-родовых общин коренных малочисленных народов Севера в части льготного кредитования. Эти проблемы доведены до сведения аппарата полпреда в СЗФО, подготовлено обращение в минсельхоз. Я надеюсь, что механизмы реализации нацпроектов будут совершенствоваться по ходу работы. Ведь в итоге все ведет к главному - повышению качества уровня жизни людей.

Мы стараемся смотреть на годы вперед. Когда власть четко видит перспективы, выстраивает разумную политику, остается одно - работать и закреплять позитивные тенденции, которые были достигнуты в последние годы.

Беседу вел Виктор Туровский

Власть Работа власти Регионы