06.06.2007 02:00
    Поделиться

    Андраник Мигранян: Мы становимся свидетелями окончания периода тотального доминирования одной сверхдержавы - США

    В последнее время СМИ все чаще стали говорить о том, что в своем последнем Послании Федеральному Собранию президент РФ сформулировал "большой план" по стратегическому развитию России.

    Хотя президент сказал, что все его восемь посланий составляют единое целое, но очевидно, что от послания к посланию меняется масштаб поставленных задач и уровень осмысления проблем. Увеличивалась стратегическая составляющая посланий, а за последние два года она выдвинулась на первый план. Это неудивительно. Страна становится более богатой, институты власти - более консолидированными. Имея властный и материальный ресурсы, президенту становится легче ставить масштабные задачи.

    В последнем Послании задачи поставлены настолько грандиозные, что они могут быть сопоставимы, наверное, с программой нового этапа освоения, системной модернизации России. Ставится задача коренного изменения всей инфраструктуры страны, начиная от радикального улучшения в сфере строительства автомобильных и железных дорог, портов, аэропортов, до создания больших мощностей в авиастроении, судостроении, в аэрокосмической области. Определяется необходимость создания корпорации в сфере нанотехнологий, предполагается увеличение инвестиций в фундаментальную науку и образование. И все это на фоне повышения пенсий и зарплат, улучшения жилищно-бытовых условий населения.

    Думаю, это не случайно. Наша власть в начале 2000-х годов занималась, в первую очередь, накоплением сил, собиранием государства и его институтов, возрождением контроля над ресурсами страны, укреплением институциональной системы и преодолением наследия хаоса и разрухи 1990-х годов. Трудно было в тех условиях ставить задачи развития страны. Поэтому в основном власть и общество (даже не вместе, а часто по отдельности) занимались выживанием.

    Сегодня можно сказать, что накопив серьезные политические, административные, финансовые ресурсы, российская власть впервые выдвигает задачи развития. А это требует разработки стратегии развития и определения ее приоритетных направлений.

    Прежде всего реализация предусмотренных масштабных проектов направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и развитие конкретного человека. На эти цели предполагается выделить грандиозные средства, которые мертвым грузом лежали в "закромах Родины". Давно ожидаемое "распечатывание" Стабилизационного фонда должно обеспечить реализацию инфраструктурных проектов и меры по улучшению социально-экономических условий жизни людей. Большие средства будут направлены на преодоление того фантастического разрыва, который образовался в результате приватизации и разгула "дикого капитализма" в 1990 годы. И не случайно эта часть Стабилизационного фонда будет называться "Фондом национального благосостояния". Народ давно ждал этого от власти. Простые люди хотят получить свою долю от тех огромных "нефтяных" денег, которые стерилизовались и выводились из экономики страны и фактически использовались для финансирования американской экономики.

    Государство, согласно плану В. Путина, создает крупнейшие корпорации в промышленности для того, чтобы они осуществили прорыв в соответствующих направлениях и на качественно ином технологическом уровне производили продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках и обеспечивающую внутренние потребности в этих товарах. Эти мощнейшие структуры призваны быть локомотивом российской экономики и вытащить за собой остальные отрасли.

    Однако власти понимают, что магистральное направление - это развитие частной инициативы, сохранение и развитие частной собственности. Как отметил президент в своем Послании, "государство должно лишь подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки".

    Не менее значимым событием стало и принятие трехлетнего бюджета, который призван обеспечить финансами реализацию заявленных проектов. Таким образом, кто бы ни победил на предстоящих президентских выборах, следующий президент должен будет реализовывать план и программу Путина. То есть Владимир Путин на многие годы вперед определил приоритеты развития страны. Это дает основание утверждать, что следующие три года пройдут под знаком реализации плана и программы нынешнего президента.

    Таким образом, уходя со своего поста и отказываясь баллотироваться на третий срок, Путин остается решающим фактором российской политики, потому что параметры бюджета на следующие годы и основные направления развития уже определены. Это, кстати, позволяет гарантировать стабильность и предсказуемость социально-экономической политики страны на ближайшие годы.

    Помимо внутриполитических и экономических аспектов, в Послании 2007 года сформулированы стратегические задачи, имеющие внешнеполитическое и военное измерение. Еще в мюнхенской речи президент сформулировал свое видение сложившихся международных отношений и определил основные приоритеты российской внешней политики. В Послании, впервые с момента распада Советского Союза, Россия устами своего лидера перешла от слов к делу, заявив о непригодности договора об обычных вооружениях в Европе, подписанного в 1990 году между странами Варшавского договора и НАТО. Сегодня этот договор не соответствует национальным интересам России, тем более что он не ратифицирован нашими партнерами - членами НАТО.

    Думаю, это серьезный сигнал, указывающий на то, что Россия не согласна на статус младшего партнера Вашингтона. Россия хочет быть реальным субъектом международной политики, и она будет проводить свою многовекторную политику, утверждая многополярность современных международных отношений. Это вызывает резко негативную реакцию со стороны наших партнеров на Западе: в Брюсселе и Вашингтоне. В 1990-е годы Россия была слаба и очень зависима, и это воспринималось как некая данность. Сегодня российское руководство дает понять западным партнерам, что им придется адаптироваться к новым условиям и смириться с новой ролью России, на которую она претендует, опираясь на свои новые возможности - как экономические, так и военно-политические.

    Полагаю, мы становимся свидетелями окончания периода тотального доминирования одной сверхдержавы - США, которая надорвалась, пытаясь установить повсюду собственное имперское присутствие. В стратегическом плане - это тоже путинское наследие, уже во внешней политике. Так что в обозримой перспективе вряд ли могут быть серьезные изменения и в этом отношении, независимо от того, какое место будет занимать президент В. Путин после 2008 года.

    И последнее. Путинские план и программа фактически оказались готовой платформой как для будущего кандидата в президенты, так и для партии власти. Руководители "Единой России" проявили большую расторопность, не позволив лидеру конкурирующей партии Сергею Миронову монополизировать президентский план и программу развития страны. "Единая Россия" на своем недавнем расширенном заседании высшего и генерального совета партии оформила план, изложенный в Послании президента, как собственную избирательную платформу, с которой партия пойдет на выборы. Президент до сих пор является неформальным лидером этой партии. Не исключено, что он в какой-то момент может стать и формальным ее лидером.

    На мой взгляд, подобная политическая линия единороссов дает основания полагать, что "Единая Россия" вновь окажется правящей партией и после декабрьских выборов 2007 года будет иметь доминирующие позиции как в парламенте, так и в губернаторском корпусе и законодательных собраниях субъектов Федерации. Это обеспечит законодательное сопровождение стратегических задач, поставленных В. Путиным в своем Послании, которое превратилось в "большой план" стратегического развития России на ближайшие десятилетия.

    Поделиться