05.06.2007 23:00
    Поделиться

    Уфимская милиция снимает наркотики с поездов

    В чем специфика работы милиции на железнодорожном транспорте, много ли совершается хищений на дорогах, на что обращать внимание пассажирам, - об этом корреспондент "РГ" беседует с начальником Уфимского линейного управления внутренних дел на транспорте полковником милиции Радиком Хаматшиным.

    Российская газета | Радик Ахметович, какое направление в вашей деятельности на железнодорожном транспорте сейчас считается приоритетным?

    Радик Хаматшин | Безусловно, это проведение антитеррористических мероприятий. По территории республики проходят важнейшие железнодорожные пути, соединяющие Центральную Россию с Севером, Сибирью и Дальним Востоком, с Казахстаном и Средней Азией. Здесь находятся узловые станции и мосты стратегического значения.

    РГ | Кроме антитеррористических мероприятий, какому направлению работы приходится уделять внимание больше всего?

    Хаматшин | Бичом железной дороги в последнее время стали кражи всех форм собственности. Крадут и разоборудуют трансформаторные будки, дроссельные перемычки, запасные комплекты рельс и даже целые вагоны. На днях, кстати, мы задержали преступную группу, похитившую в течение полутора месяцев пять трансформаторов на южном обводе дороги Дема - Иглино.

    РГ | Как это сказывается на безопасности движения - ведь расхищаются жизненно важные для железной дороги агрегаты?

    Хаматшин | Последствия могут быть самые серьезные. Так, в начале мая нынешнего года на станции Черниковка была украдена пара дроссельных перемычек, из-за чего семафор в течение нескольких часов показывал ложную занятость пути. Несколько поездов было задержано, сорвался график движения. Похитителей поймали буквально тут же.

    РГ | А бывают ли кражи прямо с поездов?

    Хаматшин | Очень болезненный для нас вопрос. Иногда мне кажется, что в некоторых местах мы вернулись к временам дикого беззакония. Например, на Белорецком участке дороги группы местных жителей прямо на станции забираются в вагоны, везущие лом черного металла, скидывают его и сдают в пункты приема. А на станции Шингак-Куль взрослые втянули в подобное воровство и детей.

    Но тащат с поездов не только лом. В декабре прошлого года мы раскрыли преступную группу, которая занималась кражами грузов с подвижного состава - холодильников и другой бытовой техники. Происходило это на южном обводе участка Дема - Кропачево.

    РГ | Какие факторы способствуют распространению краж на железной дороге?

    Хаматшин | Есть социально-экономические причины. Для некоторых групп населения, живущих около железной дороги, особенно в местах с высоким уровнем безработицы, транспорт превратился едва ли не в основной источник дохода. Тем более что "живые" деньги можно получить относительно легко - пункты приема лома открыты повсеместно, причем даже в полосе отвода железных дорог. По сравнению с 2006 годом закупочные цены на лом цветных и черных металлов выросли в три раза! Это просто провоцирующий фактор: можно раскурочить трансформаторную будку или вырвать дроссельную перемычку и сдать в пункт приема.

    Весьма способствует кражам и тот факт, что во многих местах отсутствуют соответствующие ограждения установок и складов, охранная сигнализация и вообще всякая охрана.

    РГ | Порой создается впечатление, что подобные пункты приема "непотопляемые"...

    Хаматшин | Мы, конечно, знаем их все - как легальные так и нелегальные; там в основном и задерживаем сбытчиков. Но это, что называется, по факту, уже после совершения преступления.

    Транспортной милицией не раз направлялись предложения о необходимости детального регулирования деятельности пунктов приема металла и, во всяком случае, их ликвидации в полосе отвода железных дорог. Особенно это касается частных пунктов.

    Для проведения еще более действенной оперативно-профилактической работы порой не хватает сил и средств. На одну нашу спецгруппу приходится от 300 до 500 километров пути. Поэтому мы взаимодействуем с вневедомственной охраной железной дороги, территориальными отделами милиции.

    РГ | Как на этом фоне выглядит статистика краж у пассажиров?

    Хаматшин | Здесь более благополучно. У нас практически каждый поезд, проходящий по терртории Башкортостана в ночное время, сопровождается нарядом милиции либо оперативными группами, а в фирменном поезде "Уфа - Москва" сотрудники ЛУВДТ присутствуют постоянно.

    Отмечу, прежде всего, значительное снижение количества краж, грабежей. Не допущено ни одного факта разбоя. Не зарегистрировано за последние четыре года ни одного случая мошенничества путем втягивания пассажиров в азартные игры.

    Но удивляет отношение многих пассажиров к своим вещам. Оставляют без присмотра сумки, дорогие мобильные телефоны, документы... Доходит до того, что наши сотрудники иногда вынуждены заходить в купе и настойчиво просить убрать ценные предметы, оставляемые без присмотра.

    РГ | Железная дорога считается одним из основных каналов по доставке наркотиков. И Башкортостан здесь не исключение?

    Хаматшин | Республика, к сожалению, в силу своего расположения стала транзитным регионом для наркокурьеров. Основной поток идет, конечно, из Средней Азии и Казахстана, откуда по нашей территории следуют три пассажирских поезда.

    В нынешнем году мы зарегистрировали 55 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В основном это потребители. Но было задержано и 23 сбытчика.

    По-видимому, из-за активизации нашей деятельности в последнее время происходит переориентация наркодельцов на грузовые составы. А здесь и грузооборот очень большой, и технических возможностей для досмотра подвижного состава у милиции поменьше.

    РГ | Как быть пассажиру, если он стал свидетелем преступления?

    Хаматшин | Быстро и правильно оценить обстановку в замкнутом пространстве вагона и уровень опасности нелегко. Поэтому пресечение правонарушения, задержание преступника лучше оставить подготовленным для этого сотрудникам милиции. У многих сейчас есть сотовые телефоны, и можно незаметно позвонить по номерам 02, 112 или даже кому-то из своих знакомых, чтобы тот уже сориентировал нас. Мы отреагируем моментально - на каждой станции имеется наряд милиции.

    А вообще, у нас есть телефон доверия: (347) 229-19-31. Можно также звонить в дежурную часть ЛУВД по телефонам: 273-38-91, 229-67-58.

    Кстати

    Раскрываемость преступлений Линейным УВД на транспорте составляет 78 процентов.
    Радик Хаматшин: Для некоторых безработных граждан железная дорога превратилась в криминальный источник доходов.

    Поделиться