При Генпрокуратуре создан Следственный комитет

Вчера президент Владимир Путин подписал закон, поставивший точку в многолетних спорах о том, как должны работать и кому подчиняться следственные органы прокуратуры. Закон предусматривает создание системы Следственного комитета при прокуратуре России.

Для этого внесены необходимые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и в закон о прокуратуре.

Структура нового комитета примерно такова. В центре будет Главное следственное управление. От него цепочка подчиненности опустится в следственные управления в субъектах Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления. В их число войдут и военные следственные управления, которые будут созданы в структуре военной прокуратуры. Основание следственной пирамиды составят следственные отделы по районам и городам, а также приравненные к ним специализированные следственные отделы, в том числе военные следственные отделы.

Всю вертикаль новой власти возглавит первый заместитель Генпрокурора России - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Назначать его на должность и освобождать от должности будет Совет Федерации по представлению президента России. Сейчас такая процедура предусмотрена только для Генерального прокурора.

Положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ утверждает также президент.

У закона была непростая судьба. Бурные дебаты среди специалистов права шли на всех стадиях законопроекта. Суть этих разногласий в том, удастся ли сделать следствие действительно независимым и подчиняющимся только закону, очистить его от коррупции, влияния властных чиновников, давления денег и криминала. Авторы закона считают, что самостоятельному следственному органу в этом смысле работать будет легче.

Их оппоненты, в том числе и многие работники прокуратуры, полагают, что все может обернуться иначе. Инкубатора для подготовки идеальных следователей нет, а обычные люди подвержены обычным слабостям и порокам. Поэтому неподконтрольный следователь, говорят они, вряд ли гарантирует, что не будет заказных или противоправных уголовных дел.

Кто в этой дискуссии прав, способно рассудить только время. Споры начались еще на заре российских реформ. Реформаторы той поры вообще предлагали лишить прокуратуру надзорных функций и оставить за нею лишь государственное обвинение в суде. На вопрос, а кто будет следить за соблюдением федеральных законов, отвечали - у нас, мол, много общественных организаций, они справятся с такой задачей. Довод показался неубедительным. Жизнь показала, что именно прокуратура выступила блюстителем единого правового поля и тем самым помогла избежать дробления и распада страны. В последующие годы она сохраняла структурное единство.

Тем не менее вопрос о разделении следствия и надзора за ним не сходил с повестки дня. Долгое время муссировалась идея о создании в стране единой федеральной службы расследований, которая вобрала бы в себя следственные структуры всех ведомств, наделенных такими органами. Но ведомства как могли противились этому, потому что следствие - это прежде всего большая власть и широкие возможности в руках тех, кто им владеет. Как известно, у нас имеется Следственный комитет при МВД. Теперь и Генеральная прокуратура согласилась с созданием при ней такого же следственного органа. Станет ли это ступенью на пути к единой федеральной службе, вряд ли кто скажет, но путь проложен.

 компетентно

Владимир Васильев
председатель Комитета Госдумы по безопасности

Создание Следственного комитета при прокуратуре России и отделение следствия от прокуратуры позволит повысить эффективность расследования уголовных дел и снизить коррупцию в правоохранительных органах. Следствие и надзор будут разделены, прокурор лишен возможности самостоятельно возбуждать уголовные дела - для этого он должен обратиться к руководителю следственного подразделения. Если между прокурором и следствием не будет согласия, прокурор может обратиться в суд - и тогда в дело вступает третья сторона, а это уже создает элемент состязательности.

Согласно статистике, в прошлом году было возбуждено 3 миллиона 850 тысяч уголовных дел. Около 2 миллионов уголовных дел приостановлено по различным основаниям. К такому положению привела существующая система взаимодействия между прокурорами и следствием, а также порядок возбуждения уголовных дел, когда уголовное дело не может возбуждаться без санкции прокурора. Следователям, вместо того чтобы расследовать сложные дела, выполнять неотложные следственные действия по горячим следам, приходится искать прокурора. Это существенно влияет на эффективность расследования. Это кризис следствия. Одним из путей выхода из него должно стать создание следственного комитета.

В перспективе возможно создание единого следственного комитета, но пока российская правоохранительная система к этому не готова. В структуре органов внутренних дел чрезмерно большая доля следователей - до 20 процентов. Это большая роскошь. Мы не можем сегодня себе это позволить. Надеюсь, что после создания Следственного комитета численность следователей сократится.

 прямая речь

Юрий Шарандин
председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству

До сих пор прокуратура соединяла в себе и следствие, и надзор, в том числе она осуществляла надзор за собственными следственными действиями. Теперь произойдет разделение на следователей и прокуроров внутри системы. Это сейчас вызывает у некоторых очень сильное непонимание, потому что мы к этому не привыкли. Внутри прокуратуры появятся лица, за которыми наблюдают, но процессуально они будут независимы.

Следственный комитет является частью прокуратуры. Но речь не идет о Следственном комитете Генпрокуратуры, а о следственном комитете при Генпрокуратуре. То есть это система, которая будет сформирована на всех этажах работы прокурорской службы. Единая система прокурорского надзора сохраняется. И когда речь идет о возбуждении уголовного дела, о надзоре за проведением тех или иных следственных мероприятий, надо понимать, что в системе прокуратуры сохраняются механизмы, которые позволяют надзирать за действиями следователей. С другой стороны, не надо забывать, что следователь является процессуально независимой фигурой.

процедура

В новой структуре будет сосредоточено производство предварительного следствия по тем уголовным делам, которые подследственны прокуратуре. Теперь на следователей, на дознавателей, на руководителей следственных органов и начальников органов дознания возлагаются функции производства дознания и предварительного следствия. Процессуальный статус прокурора в досудебном производстве будет изменен. За ним сохраняются в основном функции надзора за соблюдением законности при производстве дознания и предварительного следствия. То есть с учетом необходимости прокурор будет осуществлять контроль за дознанием.