Министр пояснил, что разрешения на вывоз за границу биологических материалов человека, как и раньше, будет выдавать Росздравнадзор. Но новый приказ конкретизирует правила экспорта биообразцов. Это позволит решить самую главную проблему, которую повлекли за собой недавно введенные ограничения на вывоз, а именно - проблему перемещения через границу крови, образцов костного мозга и других тканей, необходимых для уточнения диагноза или для подбора донора для российских пациентов. Именно в таких случаях дорога каждая минута: от того, как быстро груз пройдет таможню и пересечет границу, зависят человеческие жизни.
Что же касается перевозки через границу биоматериалов, используемых в качестве образцов при проведении клинических исследований лекарств, то тут министр не считает необходимым форсировать решение. Оно может приниматься в течение одной-двух недель, после тщательной проверки сопроводительных документов.
Хотя, напоминают эксперты-фармакологи, именно в результате клинических испытаний новых перспективных препаратов в нашей стране добровольно участвующие в них тяжело больные пациенты получают возможность топ-лечения (пусть и в порядке эксперимента...). Кроме того, без проведения подобных испытаний, по российскому законодательству, вывод на наш рынок новых препаратов зарубежного производства просто не допускается.
Пока для снятия остроты проблемы будет введен временный документ, а затем в министерстве разработают детальную "инструкцию" по вывозу биообразцов.
- Будет создана специальная рабочая группа, которая разработает общий порядок вывоза биоматериалов человека за пределы России, - пояснил Зурабов. - Этот порядок должен разрешить все имеющиеся вопросы, в том числе вопросы спецслужб, которые опасаются использования отечественных биоматериалов для получения избыточной информации.
На вопрос, какая именно информация имеется в виду, министр, не вдаваясь в подробности, заявил, что современные технологии позволяют, располагая эпителием, волосами и другими материалами человеческого тела, получить информацию, "касающуюся места проживания человека и характера его работы". К примеру, серьезные опасения вызывает возможность попадания в "недружественные" лаборатории биоматериалов людей, работающих на оборонных предприятиях. Что касается предположений о разработке против россиян биологического оружия генно-этнической направленности, то министр заявил, что гипотетическая возможность создания такого оружия не исключена.
У проблемы есть еще одна грань: огромное количество биоматериалов вообще не потребовалось бы вывозить в другие государства, если бы в России был собственный государственный банк органов для пересадки. По словам Михаила Зурабова, в настоящее время в России скопилось огромное количество пациентов, которые ожидают пересадки почки. Даже с элементарным донорством крови в стране проблемы: иногда срочное переливание крови приходится делать без гарантии, что она не принадлежит инфицированному донору. Министр уверен, что федеральный банк органов для трансплантологии необходим нашей стране, кроме того, Россия должна развивать обмен донорскими органами с европейскими странами. Он заявил, что считает восстановление нормальной активной работы по трансплантации органов основной проблемой ближайшего времени.