Никита Джигурда окончил Театральное училище им. Б. Щукина, потом был актером Нового драматического театра, играл в Театре Рубена Симонова, в театра "У Никитских ворот". Снялся в фильме "Любить по-русски" и в его продолжениях на киностудии "Беларусьфильм".
- Почему вы решили, что вам предопределено быть артистом?
- Очень просто. Старший брат Сергей Джигурда заканчивал театральный институт имени Карпенко-Карого, когда я пришел к нему на дипломный спектакль. Мне понравилось то, что происходит на сцене. И вдруг я осознал - до этого никогда не думал об этом - что я родился 27 марта 1961 года в день и год, когда ЮНЕСКО решило праздновать Международный день театра. В полвосьмого утра я родился, а в полдвенадцатого члены ЮНЕСКО решили узаконить этот праздник. До этого я учился в институте физической культуры, поскольку был чемпионом Киева и входил в сборную Украины по гребле на каноэ. Потом узнал, что украинский театральный институт набирает курс на русском языке.
- Что вы снимали в Беларуси?
- В Беларуси мы снимали третью серию "Любить по-русски", в чудесном месте, на природе. Тогда в Минске я купил четырехтомник поэзии Янки Купалы, что вдохновило меня на целый цикл песен на его стихи, написанные на белорусском языке.
Для меня символ Беларуси - это, с одной стороны, - ее литература, в том числе поэзия Янки Купалы, с другой, ее люди: Янковский-старший, Николаи Еременко - и младший, и старший. Выдающихся людей всегда хватало в Беларуси. Вопрос только в том, чтобы найти и лелеять такие личности, таланты своей страны.
- Расскажите о своей работе в фильме "Ермак".
- К таким фильмам я отношусь, как к сказкам, очень важным по своему значению. В Ермаке мне очень важна сцена, когда он с одним из главных полководцев хана Кучума говорит о мире, о войне, о любви. Ермака спрашивают: "Ты пришел на мою землю, завоевал меня, а теперь хочешь со мной дружить?" На что Ермак отвечает: "Да, но до меня на эту землю пришел ты. Это не твоя вотчина. Ты пришел и завоевал ее и местным ханам переломал хребты. А я тебе не ломаю хребет, я тебе предлагаю дружбу. Мы победили, но я тебе хребет не переламываю, как ты переломал местным князьям". Вот это и есть модель русского духа и русской души. Я еще раз подчеркиваю - русский - это не национальность, а состояние души и духа. Все мы русские - белорусы, татары, украинцы...
- Как вы относитесь к современному российскому кинематографу?
- Я против зацикливания на "нижнем этаже" - на мате, когда в каждом кадре ради эпатажа хлещет кровь, ради крови. Я надеюсь, что мы этот вал преодолеем, и здоровые силы соединятся не путем запрета, а путем создания альтернативной продукции, более качественной и светлой.