До конца этой недели в Госдуму должен быть внесен законопроект о Фонде содействия реформе ЖКХ. 250 млрд. рублей, по инициативе президента Владимира Путина выделяемых государством на переселение людей из аварийного жилья и капремонт той его части, что можно отремонтировать, будут распределяться через этот фонд.
Функционировать Фонд содействия реформе ЖКХ будет как государственная корпорация со статусом некоммерческой организации. В законопроекте предусмотрено, что управлять средствами фонда будет наблюдательный совет, в который должны войти представители всех федеральных округов, а председателя будет назначать сам президент.
Ключевой вопрос, конечно, распределение немалой суммы: как известно, 100 миллиардов рублей предназначены на переселение жильцов аварийных домов и еще 150 миллиардов - на помощь собственникам в проведении капитального ремонта. Сегодня, напомним, все бремя ремонта (в том числе и все финансовые расходы), согласно Жилищному кодексу, несут собственники жилья. То есть сами жильцы приватизированных или купленных квартир, а также муниципалитеты - по неприватизированному жилому фонду, оставшемуся в муниципальной собственности. Что касается переселения из рушащихся зданий - здесь расходы несут муниципалитеты. И все два года после вступления в силу нового жилищного законодательства не утихали дебаты по поводу того, что возложенная на плечи граждан ноша оказалась слишком тяжела, что федеральный бюджет должен помочь собственникам привести старый фонд "в нормативное состояние", проще говоря - отремонтировать. Теперь, наконец, государство выделяет ресурсы, и немалые, и самое важное сейчас - правильно (и прозрачно) ими распорядиться.
Авторы законопроекта отталкивались от идеи предложить региональным властям и собственникам жилья "пряник": полностью за государственные деньги никто ничего ремонтировать не будет, свою долю расходов должны нести и региональные бюджеты, и муниципалитеты, и сами жильцы. Только тогда можно рассчитывать на соучастие средств нового фонда.
Условия "вхождения" в программу предполагается сделать довольно жесткими. Как объяснил "Российской газете" руководитель Росстроя Сергей Круглик, предполагается поделить все регионы на пять групп в зависимости от финансового благополучия и обязать их вносить свою долю средств пропорционально суммам, выделяемым фондом. Наиболее богатые территории должны будут доплатить ровно столько же, сколько получат федеральных средств, остальные - меньше. Доля расходов граждан, предположительно, составит не менее 10 процентов от сметы расходов на ремонт их дома.
Кроме того, в регионе (конкретных городах, куда затем "по цепочке" отправятся деньги) должна быть программа сноса ветхого жилья и капитального ремонта того, что можно отремонтировать. Причем, чтобы избежать "приписок", объемы жилого фонда по обоим направлениям решено зафиксировать по состоянию на 1 января 2007 года.
Помимо этого, от регионов будут требовать, чтобы население, как и прочие потребители, оплачивали коммунальные услуги исходя из их реальной стоимости. А выделяемые государством субсидии шли не коммунальным предприятиям, а на индивидуальные лицевые счета граждан.
Заметим: перевод отрасли на самоокупаемость продолжается уже более 10 лет, однако до сих пор далеко не все регионы отказались от бюджетных вливаний в коммуналку и тарифной политики, основанной на перекрестном субсидировании. Таким образом, фонд "ненавязчиво" подтолкнет многолетнюю реформу нашего жилищно-коммунального хозяйства (что, впрочем, полностью соответствует его названию).
Конечным получателем средств, по словам заместителя министра регионального развития Юрия Тыртышова, должны стать товарищества собственников жилья. В Росстрое же считают, что без муниципалитетов в этой "цепочке" не обойтись - именно там сосредоточена полная информация об истинном состоянии жилых зданий. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что муниципалитеты владеют примерно 30 процентами жилого фонда, и во многих старых домах далеко не все квартиры приватизированы. А это означает, что муниципалитет просто обязан принять участие в ремонте.
Сергей Круглик говорит, что, с одной стороны, перспектива получить государственное финансирование для проведения ремонта может подтолкнуть собственников к объединению в товарищества. Они до сих пор создавались ни шатко ни валко, особенно в старых домах, а потому охватывают эти объединения сейчас, по разным данным, от 7 до 15-20 процентов жилого фонда. Но, с другой стороны, продолжил глава Росстроя, "ТСЖ - это вовсе не самоцель, и силком в них загонять никого нельзя", и, в принципе, получить финансы и провести ремонт сможет и управляющая компания, избранная жильцами-собственниками.