Заместитель председателя думского Комитета по делам национальностей Башир Кодзоев убежден, что межнациональных конфликтов в России удалось бы избежать, если бы в стране были созданы условия для гармоничного и равно обеспеченного государственной заботой развития всех этносов.
Российская газета | Башир Ильясович, вы считаете, что таких условий сейчас нет?
Кодзоев | На мой взгляд, государство до сих пор недостаточно активно участвовало в решении национальных проблем. Правда, тенденция к переосмыслению этой ситуации наметилась. Президент Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию в качестве одной из главных и первостепенных выделил задачу национально-культурного обустройства России. Конфликты на межнациональной почве стали реальностью переходного периода новейшей истории нашей страны, когда государство, занятое структурными изменениями экономики и социальной системы, переложило на плечи самих народов проблемы их общественного обустройства. Сейчас, к счастью, у нас нет крупных межэтнических столкновений, но это не дает нам основания успокаиваться, упускать эту тему из государственного поля зрения. Выходки хулиганов, имеющие даже малейшую примесь национализма, - это вовсе не безобидные явления, они должны получать четкую публичную оценку не только со стороны общества, но и со стороны правоохранительных органов.
В вопросе урегулирования межэтнических отношений государство больше ответственности должно брать на себя, так как любая самодеятельность здесь чревата новыми ранами на социальном теле нашего многонационального общества.
РГ | Но в последнее время и в Европе происходят конфликты, связанные с разным уровнем социального развития людей, представляющих разные национальные группы.
Кодзоев | Разве можно сравнивать? Если на Западе многие государства сложились как национальные, та же Франция, к примеру, или Испания, то наше государство изначально формировалось как многонациональное благодаря активному и волевому участию государства. И заметьте, происходило это за много веков до Советского Союза.
И еще одна важная отличительная особенность российской судьбы: ее устойчивая евразийская основа - соседство, взаимодействие Древней Руси и Великой Степи, которое исторически оформилось в союз ислама и православия. Между ними гораздо больше общего, чем это признает существующая теория. Не случайно в свое время Александр Невский ездил в Золотую Орду. Выдающийся правитель понимал, что Руси надо искать союза прежде всего с исламом. Уверен, что попытки радикальных националистов разбить этот союз обречены на провал. Но нам надо активнее изучать, пропагандировать и использовать позитивный опыт наших культур. К примеру, если в целом по России имеет место демографический кризис, то во многих мусульманских республиках высокая рождаемость. У мусульман можно поучиться и заботе о детях и стариках. Мы вот никак не можем сосчитать, сколько в России беспризорных детей: у правозащитников и правоохранительных органов данные сильно отличаются. А в моей родной Ингушетии беспризорников и брошенных стариков нет вообще, и детские дома там не нужны. И я думаю, что нам необходимо в масштабах всей страны возродить достойный образ ислама, донести до всех наших сограждан его человеколюбивую суть.
РГ | Кому как не депутатам Госдумы об этом позаботиться? Выходите с законодательной инициативой.
Кодзоев | Да, само время поставило перед нашим комитетом ответственную задачу создать новый базовый федеральный закон. И в настоящее время совместными усилиями депутатов, ученых, общественных организаций проект закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений" подготовлен к первому чтению. Три раза мы его отправляли на рассмотрение в регионы, и три раза проект возвращался к нам с ценными и полезными замечаниями, которые учтены в нынешнем варианте законопроекта. Можно сказать, что документ обсуждала вся многонациональная Россия, не желающая и в век глобализации расставаться со своим уникальным этническим многообразием.
Но законы хороши, когда они качественно и четко исполняются. Следовательно, становится еще более актуальным вопрос о создании специальной федеральной структуры, которая бы целенаправленно и оперативно занималась решением национальных проблем.
РГ | Вы предлагаете возродить министерство?
Кодзоев | Новая структура не должна копировать прежнее громоздкое министерство по делам национальностей, чья деятельность оказалась малоэффективной. Она должна более гибко координировать общенациональную политику, вести программы по поддержке коренных малочисленных народов, по развитию национально-культурных автономий. Кроме того, этот орган мог бы вести качественный мониторинг общественного мнения, состояния межэтнических отношений, деятельности политических, общественных и религиозных организаций, обнаруживать кризисные ситуации и давать рекомендации, как их преодолевать. По сути - работать на сохранение и укрепление России.