Предположение Тони Блэра о том, что "деловые круги повернутся к России спиной, если она откажется от реформ", целому ряду здешних обозревателей кажется слегка преувеличенным и излишне пафосным. Правда же состоит в том, что без России той же Британии категорически не обойтись. Зависимость от ее энергоносителей, еще не слишком очевидная для Альбиона сегодня, уже в ближайшее десятилетие, по признанию самой Британии, обернется драматическим "быть или не быть".
"Не стоит трепать затертый словарь времен "холодной войны", чтобы снова брать на вооружение его терминологию. Россия - трудная страна, но не враждебная и не противостоящая Западу, как пытаются нередко изобразить ее. Мы просто должны выработать к ней соответствующий подход, который до сих пор найти, как выясняется, не сумели" - так было сказано мне "не для записи" одним из высокопоставленных чиновников Уайтхолла.
Могут ли еще сильнее обостриться отношения между Россией и Британией? На этот вопрос, заданный аналитику Мэтью Клементсу, эксперту по проблемам безопасности в европейско-азиат-ских отношениях, последовал такой ответ: теоретически, конечно, могут. Но на деле, скорее всего, останутся под контролем. "Весьма маловероятно, что мы будем наблюдать военную эскалацию или фактический кризис в отношениях двух стран. Разве что риторика может усилиться", - заявил Клементс.
К чему, однако, можно отнести первые шаги, уже предпринятые британским правительством, - к "делу" или к "риторике"? По данным британской газеты деловых кругов "Файнэншл таймс", министерство иностранных дел Великобритании уже опубликовало предостережение здешним компаниям, порекомендовав им "не недооценивать сложности, которыми сопровождается вступление на российский рынок".
И тем не менее, по мнению газеты, британцы не теряют интереса к инвестициям в Россию. Что и неудивительно: согласно данным прошлогоднего опроса, проведенного в Москве, почти треть зарубежных бизнесменов получили в 2005 году более чем 30-процентные прибыли.
Для британских бизнесменов, вложивших в российскую экономику лишь за 9 месяцев прошлого года 5,5 млрд. долларов, разумеется, хотелось бы как можно дальше дистанцировать политику от экономики. И поэтому нынешняя политическая риторика вряд ли способна вызывать в здешних деловых кругах что-либо, кроме легкой изжоги.
Весьма любопытным вопросом задается далее обозреватель "Таймс" , пытается взглянуть на нынешний конфликт глазами самой России: а нет ли у нее оснований рассматривать появление западных армий и ракет на своих границах как продолжение империалистических экспансий Наполеона и Гитлера, только иными методами? И далее перечисляет имеющиеся на то, с точки зрения России, основания. Как то: поддержка националистических антироссийских настроений в бывших советских республиках, отказ принять Россию в ВТО и продолжение восходящих к эпохе "холодной войны" американских торговых санкций, почти автоматическое включение в состав НАТО и ЕС практически всех европейских государств, кроме России.