За несколько часов до состоявшейся в четверг в рамках саммита "большой восьмерки" встречи президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша стало известно, что, похоже, одной "головной болью" у лидеров двух государств стало меньше. Из Брюсселя пришло сообщение о том, что члены НАТО готовы ратифицировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Хорошую новость сообщил официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай. "Члены НАТО считают ДОВСЕ очень важным договором", - добавил он. Правда, тут же заметил, что, прежде чем произойдет полная ратификация, должны быть "соблюдены все условия". О каких условиях идет речь, Аппатурай ничего не сказал. Но для возобновления полноценных консультаций по этому документу и сказанного в принципе достаточно.
Очевидно, что время для заявления от лица членов НАТО было выбрано не случайно. Если за словами членов альянса действительно последуют действия, то это станет первым реальным ответом на целую серию предельно жестких заявлений, которые в последние два месяца сделали и президент России Владимир Путин, и глава МИД Сергей Лавров. Таким образом, к встрече с российским коллегой Джордж Буш явно хотел дать понять: призывы Путина к действительно партнерским отношениям с Западом не только услышаны, a и на них даются желаемые Москвой ответы. Не исключено, что взамен глава Белого дома рассчитывает на более мягкую позицию Кремля в вопросах размещения элементов американского ПРО в Европе.
Когда во время оглашения своего последнего Послания Федеральному Собранию Владимир Путин неожиданно для многих сообщил о намерении объявить мораторий на исполнение Россией договора ДОВСЕ, Запад заметно вздрогнул. "Если возникнет опасность свести "на нет" соглашение, которое остается фундаментом европейской безопасности, это вызовет самое глубокое сожаление", - заявили тогда в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. В ответ Москва многократно на различных уровнях и для различных аудиторий объяснила, что не российская сторона, а именно члены альянса создали эту самую опасность, отказываясь в течение последних семи лет ратифицировать договор. В то время как Россия все эти годы неукоснительно выполняла его положения.
С этим в НАТО почти не спорили, но и отвечать на вызов не спешили. Члены альянса лишь продолжали говорить о том, как сильно они сожалеют по поводу инициативы Владимира Путина, видимо, рассчитывая, что дальше слов о намерении дело не пойдет. Но останавливаться на полпути Москва явно не собиралась. В конце мая стало известно, что МИД России инициирует созыв чрезвычайной конференции для обсуждения ситуации вокруг ДОВСЕ. Согласно тексту договора, именно на подобном меро-приятии любой участник ДОВСЕ может официально сообщить о введении моратория или выходе из соглашения.
Конференцию решили провести в Вене 12-15 июня. Окончательно осознав, что Москва не шутит, члены альянса поняли, что дать аргументированный ответ все же придется. Ставить крест на важном не только для России, но и для всей Европы документе в НАТО, конечно, не собирались. О том, что в Брюсселе намерены поспешить с ратификацией, Сергей Лавров узнал на днях, находясь с визитом в Южной Корее. Причем, похоже, члены альянса не просто обещали российской стороне приступить к ратификации документа, но и дали какие-то серьезные гарантии.
После этого, по пути из Сеула в Москву, на борту самолета Лавров сообщил журналистам, что Россия решила пока не ставить вопрос о выходе из ДОВСЕ, дав таким образом членам НАТО второй шанс. "Если будет видно, что идет взаимоуважительный диалог по существу, всегда можно конференцию продлить, - добавил министр. - По итогам этого мероприятия будем докладывать президенту, правительству, будем рассматривать этот вопрос в Совете безопасности, и тогда примем решение о том, как быть дальше".
Досье "РГ"
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в 1990 году - за год до распада СССР. Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых реалий появился в 1999 году на саммите в Стамбуле. Однако ратифицировали адаптированный договор только Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск согласно Стамбульским договоренностям, которые были подписаны вместе с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО также блокируют процесс вступления в силу адаптированного договора.
Глава МИД России Сергей Лавров пояснил, что Россия не принимает "искусственно увязанное" с ДОВСЕ присутствие ее миротворцев в Грузии или подразделений, которые охраняют боеприпасы, оставшиеся в Приднестровье. Эти увязки, пояснил министр, "не имеют никакой юридической силы", и "те, кто их выдвигает, уже давно нам сказали, что это не правовые увязки, а политические".