08.06.2007 00:00
    Поделиться

    Погранслужба ФСБ берет на вооружение только новейшие разработки

    Пограничная служба России сдает в архив старые формы работы. На дальних рубежах медленно ржавеет и отмирает колючая проволока, на смену ей приходят современные технологии и засекреченные системы охраны границы. Вместо солдат-призывников на службу заступят агенты-оперативники. Служить на границе будут по контракту. А компанию неизменным сторожевым псам составят беспилотные самолеты.

    Как будет выглядеть граница завтрашнего дня, рассказал "Российской газете" первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир Проничев.

    Российская газета: Владимир Егорович, во сколько обходится государству охрана и содержание государственной границы?

    Владимир Проничев: Анализ бюджета пограничной службы показывает, что цена охраны границы растет. Судите сами, если в 2006 году в среднем затраты на 1 километр госграницы составляли около 800 тысяч рублей, то в нынешнем году эта сумма увеличилась до 900 тысяч. Учитывая объемы сегодняшнего строительства и перспективные планы, понятно, что затраты будут и дальше возрастать.

    И связано это не только со строительством. Изменяются нормы довольствия личного состава. Планово идет оснащение современной техникой, вооружением и имуществом. В том числе и за счет новых конструкторских разработок.

    РГ: Кстати, о разработках: какие новинки инженерной мысли уже появились или могут появиться на российской границе в будущем?

    Проничев: В прошедшем году приняты к реализации "Программа вооружения Пограничной службы ФСБ России на 2006-2015 годы" и "Основные направления технического развития Пограничной службы на период до 2015 года". В рамках этих проектов ведется более тридцати научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    Так, на 27 пограничных заставах завершены испытания и приняты на вооружение комплексы технических средств охраны границы нового поколения. На многих заставах установлены узлы стационарной специальной связи, смонтированы станции спутниковой связи.

    За два года в части поступило более 800 современных машин, в их числе новые образцы легковых автомобилей: "УАЗ "Патриот" и другие. Можно отметить, что граница будет контролироваться в том числе и беспилотными летательными аппаратами - сейчас рассматривается вопрос о принятии их на вооружение. Беспилотные самолеты значительно облегчат контроль пограничниками протяженных участков.

    РГ: Внедрение новой техники изменит специфику пограничной службы?

    Проничев: В перспективе основу охраны государственной границы на большинстве направлений будет составлять оперативная деятельность - разведывательная, контрразведывательная, оперативно-розыскная в сочетании с техническим оснащением. Это позволит сделать оперативно-служебную деятельность пограничных органов более рациональной и менее затратной. Становится практикой проведение специальных пограничных операций. Активно идет перевод пограничных органов на профессиональную основу комплектования.

    РГ: Новые границы, возникшие после распада Советского Союза, долгое время считались прозрачными. Что сегодня там изменилось?

    Проничев: Например, в Северо-Кавказском регионе уже сдано в эксплуатацию 37 пограничных застав. На 35 пограничных заставах работы продолжаются. Идет строительство трех комплексов пограничных управлений (Каспийск, Нальчик, Владикавказ) и пограничного отряда в городе Хунзах.

    РГ: Понятно, почему такое внимание уделялось Северному Кавказу. А когда начнется большая стройка на границе с Казахстаном?

    Проничев: На этом направлении уже строится 20 межрайонных (районных) пограничных отделов. Эти достаточно большие капитальные комплексы включают административные и технические здания, многоквартирные жилые дома для сотрудников, сооружения и другие служебные объекты. Однако основные темпы строительства пограничной инфраструктуры на российско-казахстанской границе планируется набрать в 2008-2009 годах. Так предусмотрено программой.

    РГ: На Дальнем Востоке есть проблема, о которой мало говорят в центральной прессе: это нелегальные поставки леса за рубеж. Как борются пограничники с "деревянной" контрабандой?

    Проничев: По экспертным оценкам, из-за нелегального вывоза леса государству ежегодно наносится ущерб на сумму более 25 миллиардов рублей. Из России вывозится в основном круглый лес. На Дальнем Востоке его доля в экспорте составляет более 97%.

    При этом значительная часть лесоматериалов относится к так называемому "нелегальному лесу".

    Анализ показывает, что контроль за экспортом леса сводится к проверке соответствия заявленных в декларации сведений фактически представленному товару и начислению таможенных платежей и сборов. Документов о легальности происхождения древесины не требуется.

    Государственной пограничной комиссией принято решение о дополнении перечня документов при декларировании грузов документом, подтверждающим легальность вывозимой из страны древесины.

    Всего же на этом участке границы планируется возвести более двухсот объектов.

    ДОСЬЕ "РГ"

    Владимир Проничев - первый заместитель директора, руководитель Пограничной службы ФСБ России с июля 2003 г. Родился в 1953 г. в Мелитополе. Окончил Алма-Атинское высшее пограничное командное училище КГБ при СМ СССР и Военную академию имени М.В. Фрунзе. Служил в Закавказском, Восточном и Северо-Западном пограничных округах, пройдя путь от заместителя начальника заставы до заместителя командующего войсками пограничного округа. В 1986-1989 гг. выполнял специальные задачи на территории Афганистана. С 1994 по 1996 год - начальник Управления ФСБ России по Республике Карелия. Затем работал в Центральном аппарате ФСБ России, был заместителем директора - руководителем департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России. В 1999-2003 гг. - первый заместитель директора ФСБ России. Герой Российской Федерации.

    Поделиться