В июньском докладе об экономике России Всемирный банк отметил ускорение экономического роста и роста инвестиций. В течение текущего года экономика продолжит расти. Однако, предупреждают эксперты банка, правительству и Центробанку будет трудно справиться с растущей инфляцией.
Основные тенденции
Что касается последних тенденций экономического развития, то, говорят эксперты ВБ, вопреки ожиданиям, в первом полугодии текущего года произошло дальнейшее укрепление платежного баланса России благодаря масштабному притоку капитала, что осложнило проведение макроэкономической политики. Темпы роста денежной массы приближаются к рекордным значениям, при этом объем стерилизации растущего денежного предложения за счет накоплений в Стабфонде сокращается по сравнению с прошлым периодом. В начале 2007 года инфляция находилась в допустимых пределах, однако ее удержание на запланированном уровне во втором полугодии может оказаться затруднительным.
Правительство внесло в Думу трехлетний бюджет, что является важным шагом в увеличении сроков бюджетного планирования, отмечается в докладе. Также изменены правила управления сверхдоходами от нефти и газа. В соответствии с ними Стабфонд разделяется на Резервный фонд, который должен защитить бюджет от колебаний цен на нефть, и Фонд будущих поколений, средства которого будут инвестированы в долгосрочные активы. Однако инвестиционная стратегия и возможное использование средств Фонда будущих поколений вызывает споры и вопросы.
ВВП и промышленное производство
В течение первых четырех месяцев 2007 года российская экономика росла ускоренными темпами благодаря высоким ценам на энергоносители, значительному притоку капитала, быстрому росту внутреннего спроса и необычно теплой зиме. Почти во всех секторах экономики отмечалось значительное повышение темпов роста по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. В секторах, обслуживающих внутренний рынок, таких, как торговля (рост составил 13,6 процента) и строительство (23,7 процента), продолжился бурный рост. Однако большее удивление у многих экономических экспертов вызвал наблюдавшийся в течение этого периода быстрый рост промышленности (7,5 процента) и в особенности рост обрабатывающих отраслей (12,5 процента). Согласно официальным оценкам, в первом квартале 2007 года рост совокупного производства базовых видов экономической деятельности (который часто используется как приблизительный показатель для оценки роста ВВП) составил 8,8 процента по сравнению с 4,2 процента за соответствующий период 2006 года.
Инвестиции
В начале 2007 года рост инвестиций приобрел характер инвестиционного бума. Несмотря на то что рост инвестиций в основной капитал, который, по оценкам, составил 19,9 процента за первые четыре месяца этого года, можно отчасти объяснить необычно теплой погодой в январе и феврале, данные за март (18,5 процента) и апрель (19,4 процента) указывают на то, что рост инвестиций в текущем году может даже превысить рекордное значение в 17,4 процента, зарегистрированное в 2000 году. Наблюдается растущий интерес как российских, так и иностранных инвесторов к инвестированию на российском рынке, который характеризуется укреплением национальной валюты и более высокой рентабельностью по сравнению со многими другими странами мира.
Согласно оценке, за первый квартал 2007 года приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) достиг рекордного значения в 9,8 миллиарда долларов США. Бoльшая часть этих инвестиций (7,7 миллиарда долларов США) пришлась на добывающие отрасли (7,4 миллиарда долларов США из Нидерландов). Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность составили лишь 0,7 миллиарда долларов США (7 процентов совокупного притока ПИИ), причем примерно половина общего объема (264 миллиона долларов США) пришлась на производство продуктов питания, напитков и табачной продукции. Для сравнения: в первом квартале 2006 года ПИИ составили 3,8 миллиарда долларов США, при этом на обрабатывающую промышленность пришлось 15 процентов совокупного объема притока ПИИ (577 миллионов долларов США).
Платежный баланс, потоки капитала и прямые инвестиции
Значительные изменения в платежном балансе России меняют общую макроэкономическую картину в стране и создают новые трудности для макроэкономической политики. В то время как рост импорта ведет к сокращению профицита счета текущих операций, приток капитала в начале 2007 года более чем компенсировал это сокращение, способствуя достижению очередных рекордных значений профицита платежного баланса и усилению давления на рубль в сторону его укрепления.
Со второго полугодия 2006 года отмечается ослабление счета текущих операций, обусловленное относительной стабилизацией цен на энергоносители и существенным превышением роста импорта над ростом экспорта. Несмотря на то что в первом квартале 2007 года увеличение цен на нефть привело к более высокому, чем ожидалось, профициту счета текущих операций, который, согласно оценке, составил 21,8 миллиарда долларов США, его значение оказалось ниже профицита в 30,5 миллиарда долларов США за соответствующий период 2006 г. (таблица 7). Рост импорта в первом квартале 2007 года превысил 35 процентов, в то время как экспорт за тот же период вырос лишь на 3,7 процента. Если цены на нефть не повысятся, то профицит счета текущих операций платежного баланса России будет и далее сокращаться.
Между тем основным событием начала 2007 года стало увеличение притока капитала, что позволило более чем компенсировать снижение профицита счета текущих операций платежного баланса и обеспечить рекордное накопление валютных резервов. В первом квартале года значительному профициту счета операций с капиталом и финансовыми инструментами способствовало увеличение иностранных заимствований предприятий (24 миллиарда долларов США), бoльшая часть которых может быть связана с финансированием заявок на участие в конкурсной приватизации остающихся активов НК "ЮКОС".
Инфляция и стабилизационная политика
В начале 2007 года инфляция в целом оставалась в допустимых пределах, хотя правительству, возможно, будет сложно удержать контроль над инфляцией до конца года и выполнить целевой показатель на год в 8 процентов. Согласно предварительным данным, за первые три месяца года инфляция потребительских цен (ИПЦ) составила 3,4 процента по сравнению с 5,0 процента за соответствующий период 2006 года. Относительно высокий показатель инфляции в первые месяцы года связан с ежегодным повышением регулируемых тарифов на коммунальные услуги, а также с некоторыми другими сезонными факторами. Это повышение было не столь значительным, как в прошлом году. Вместе с тем, несмотря на ускорение роста денежной массы в конце 2006 года и в начале 2007 года, базовая инфляция ИПЦ (исключая административное и сезонное повышение цен) также оказалась на один процентный пункт ниже показателя за аналогичный период прошлого года. В то же время рост денежного предложения (агрегат M2) за первые четыре месяца года составил 11,2 против 5,2 за аналогичный период 2006 года.
Учитывая увеличение притока капитала по счетам платежного баланса, а также ограниченный набор инструментов денежно-кредитной политики для стерилизации, правительству и Банку России, по всей видимости, будет сложно удержать инфляцию под контролем. Как и в прошлые годы, основным способом стерилизации масштабного притока капитала остается накопление значительного профицита бюджета в Стабилизационном фонде. В прошлые годы дополнительный приток капитала в большой степени был обусловлен резким повышением цен на нефть. В этом случае Стабилизационный фонд являлся автоматическим инструментом стерилизации, поскольку бoльшая часть дополнительных нефтяных доходов, обусловленных ростом цен на нефть, поступала в бюджет за счет сбора дополнительных налогов и затем накапливалась в Стабилизационном фонде. В 2007 году увеличение профицита платежного баланса связано не с повышением цен на нефть, а с притоком капитала, который не стерилизуется через Стабилизационный фонд.
Федеральный бюджет
В соответствии с предварительными оценками за четыре месяца 2007 года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в размере 5,9 процента ВВП. Вместе с тем доходы федерального бюджета (21,2 процента ВВП) оказались значительно ниже, чем в соответствующем периоде 2006 года (24,3 процента). Эта разница объясняется снижением налоговых сборов в топливно-энергетическом секторе в условиях более низкой цены на нефть, а также снижением поступлений от НДС в процентном отношении к ВВП. В настоящее время правительство работает над изменениями в закон о федеральном бюджете на 2007 год, которые предусматривают повышение расходов как минимум на 0,8 процента ВВП. Федеральное правительство существенно продвинулось в осуществлении бюджетной реформы, в особенности в разработке механизма более долгосрочного стратегического бюджетного планирования. После принятия соответствующих поправок в Бюджетный кодекс правительство РФ утвердило и внесло в Государственную Думу первый трехлетний (2008-2010) среднесрочный федеральный бюджет Российской Федерации. Для подготовки этого бюджета потребовалось проделать серьезную работу по инвентаризации федеральных расходных обязательств и распределению полномочий между министерствами, ведомствами и бюджетными организациями. Федеральные целевые (инвестиционные) программы и приоритетные национальные проекты полностью интегрированы в бюджет в разрезе функциональной и ведомственной классификаций. Трехлетние бюджетные планы были составлены с учетом докладов о результатах и основных направлениях деятельности министерств, федеральных агентств и федеральных служб, что стало первым шагом на пути создания системы бюджетного планирования, ориентированного на результат. Федеральные расходы, предусмотренные на последующие годы, делятся на приоритетные расходы в соответствии с бюджетом принятых обязательств, заранее распределенные по конкретным статьям бюджета, и нераспределенный резерв (условно утвержденные расходы), который будет распределяться только в процессе будущего утверждения годовых бюджетов.
Доля прямых иностранных инвестиций по секторам экономики
Совокупный размер инвестиций в основной капитал по секторам