Российский рынок парфюмерии и косметики лихорадит. Часть экспертов пророчат ему неизбежный кризис, большинство более осторожно в оценках, однако с тем, что "ситуация нервная", согласны все. Дело в том, что 1 июля для парфюмерно-косметической отрасли заканчиваются отсрочки по ограничению действия Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Иными словами, 1 июля вступает в силу запрет на оборот и хранение содержащей спирт парфюмерии и косметики, денатурированной запрещенными в России добавками. Оптовики должны будут получить лицензию на производство и оборот алкогольной продукции и полностью установить у себя и подключить весьма недешевое оборудование для ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учета и контроля алкогольной продукции). Плюс к тому на всем пути движения товара в магазины его должна сопровождать гора справок, связанных с прохождением через таможню.
Поясним: введение запрета объяснялось в свое время необходимостью борьбы за здоровье нации. В качестве причины называли пристрастие россиян к "парфюмерному алкоголизму", то есть к употреблению внутрь любой спиртосодержащей продукции. То, что бутылка паленой водки уже давно стоит дешевле одеколона или туалетной воды, депутаты Госдумы как-то не учли.
К тому же часть отечественного парфюма и 90 процентов импортного содержит диэтилфтолат - денатурирующее вещество, делающее его употребление не по прямому назначению в принципе невозможным. Однако в список разрешенных в России денатуратов диэтилфтолат не вошел, у нас приветствуется употребление только четырех добавок, из них в парфюмерии и косметике изредка применяется только битрекс.
Как объясняют специалисты, в каждой стране существуют собственные списки разрешенных к применению денатурирующих добавок. Вопрос обычно решается просто - заключается межгосударственное соглашение о регулировании товарооборота. Если бы запрет в нашей стране действительно вступил в силу, как предполагалось, с 1 апреля, мировые парфюмерные марки автоматически оказались бы у нас вне закона. Весь импорт таможне пришлось бы останавливать на границе. А дальше - или в огромных количествах уничтожать его, или срочно разрабатывать механизмы возврата.
Досталось, естественно, и отечественным предприятиям. Весь предыдущий год отрасль трясло. Из магазинов начали исчезать товары, содержащие спирт: лаки для волос, средства для бритья, лосьоны... Когда над парфюмерным рынком нависла угроза кризиса того же масштаба, что потряс после введения ЕГАИС рынок алкогольный, представителям отрасли и законодателям все же удалось достичь компромисса. Срок вступления ограничений в силу был отложен на три месяца - до 1 июля. Депутаты Госдумы приняли соответствующий закон сразу в трех чтениях. Правительству было поручено за это время утвердить перечень парфюмерно-косметической продукции, которая будет полностью выведена из-под действия закона и разрешена к обороту.
Когда стало известно об отсрочке, участники рынка сразу заговорили о том, что три месяца - не слишком большой срок. Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА) и Ассоциация производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии (АППИК БХ) подготовили и в мае передали в минсельхоз свой проект перечня.
- Документ сложился после долгих консультаций со всеми заинтересованными сторонами, с предприятиями разного профиля и уровня, - рассказывает председатель правления РПКА Татьяна Пучкова. - Конечно, хотелось бы полностью вывести парфюмерно-косметическую продукцию из-под действия закона, но в этой версии перечня учтено все, что только возможно.
Сегодня документ обсуждается в ведомственных кругах. К сожалению, информация о ходе дебатов свидетельствует: компромиссного решения минсельхоз, минфин и минэкономразвития найти пока не могут, перечень, что называется, "завис". Кроме того, представители отрасли опасаются, что "в дороге" документ может претерпеть самые непредсказуемые изменения. Перечень могут просто урезать до одной-двух групп продукции. Увы, на совещания, где обсуждаются детали, руководителей отраслевых ассоциаций не приглашают.
Андрей Винников, руководитель одного из столичных предприятий, настроен, мягко говоря, скептически: "Напряжение просто висит в воздухе. За последние полтора года ни одно решение правительства, которое касается алкогольной или парфюмерной отрасли, не было принято своевременно. Можно привести множество примеров. Зачем в очередной раз создавать нервозную предкризисную обстановку?"
- У наших предприятий перед первым июля совсем не летнее настроение, - добавляет Татьяна Пучкова. - Остается, правда, надежда, что перечень появится хотя бы 20 июня. Но сроки поджимают все сильнее, а жизнь нас приучила: пока документа нет перед глазами, случиться может все что угодно.