О правах женщин в Кувейте и трудностях, с которыми они сталкиваются, в интервью "РГ" рассказала министр здравоохранения этой страны Маасума Аль-Мубарак, которая обучалась политическим наукам в США, а в июле защищает докторскую диссертацию в университете британского Ноттингема. В прошлом году ее назвали "женщиной года арабского мира".
Российская газета | Как вы оцениваете положение женщин в Кувейте?
Маасума Аль-Мубарак | После почти четырех десятилетий бесправия и дискриминации, ограниченности гражданских прав и свобод наши женщины совсем недавно смогли вздохнуть свободно. Настоящим прорывом стало избрание двух женщин в муниципальный Совет столицы страны Эль-Кувейта. Наконец, в июле 2005 года произошло не менее историческое событие: две женщины, я и моя коллега доктор Нурия эс-Сбейх, указом эмира Кувейта были назначены на министерские посты.
РГ | Своими глазами видел, что вам приходится сталкиваться с нешуточным давлением со стороны исламистов. В одном из выступлений довелось услышать фразу, что "устами кувейтских женщин говорит Кондолиза Райс".
Аль-Мубарак | Изменения в вопросе прав женщин пришли не с Запада, а изнутри. Мы путем многолетних и выстраданных усилий сами заставили себя уважать и добились своего.
РГ | Ощущаете ли влияние и давление исламистов, которые имеют большинство в парламенте страны? Смирились ли они с тем, что женщина обрела права?
Аль-Мубарак | Конечно, нет. Они не унимаются и время от времени пытаются выступить с разного рода "компромиссными" инициативами. Например, чтобы женщина считалась работающей, получала зарплату, но при этом сидела дома. Или чтобы выходила на пенсию значительно раньше, чем мужчина, и занималась домашним хозяйством, как в прежние времена.
Открытого противостояния и конфронтации с кем-либо в парламенте у меня нет, хотя, конечно, определенные группы проявляют интерес к деятельности женщины-министра, пытаясь контролировать работу. При этом они говорят - дескать, мы не против вас как министра, но это дело устоев и принципов. Я стремлюсь к открытому диалогу с парламентариями. Но то, что нас женщин-министров двое - это свершившийся факт, с которым они должны считаться. Другое дело, что пока что в Кувейте женщины не занимают посты в ключевых министерствах. Но, думаю, это дело времени.
РГ | Насколько вы свободны в своей деятельности?
Аль-Мубарак | Стратегию деятельности нашего министерства, конечно же, определяют эмир и глава кабинета министров. Мое дело - правильно организовать работу.
РГ | В России говорят, что "новая метла метет по-новому". Много работников вы уволили, придя в министерство?
Аль-Мубарак | Ни одного. Зачем? Я предпочитаю системный подход в управлении и назначении кадров. Мой принцип - изучить и раскрыть сильные стороны сотрудника. Вот и встречаясь с женщинами, я говорю им, будьте смелее, будьте самими собой, развивайте свои сильные качества.
РГ | Интересно, как относится к вашей активности муж, что он говорит по поводу прав женщины?
Аль-Мубарак | Я замужем за прекрасным и образованным человеком, который полностью понимает и поддерживает меня. Он профессор университета и, как говорится, продвинутый человек. С ним мы воспитываем четырех детей: сына и троих дочерей.
РГ | Как бы оценили ситуацию с правами женщины в целом в странах Персидского залива?
Аль-Мубарак | Меня радует, что женщины в Заливе потихоньку приходят во власть. В Кувейте, Катаре, Бахрейне, Омане - по две женщины-министра, в Эмиратах - три. Нас одиннадцать, и вместе мы уже сила. Тревожит ситуация с правами женщин в Саудовской Аравии, которые по-прежнему не имеют никаких прав. Они очень образованны, тактичны, хорошо подготовлены. Но в силу предрассудков и устоев в обществе крайне зажаты, и им негде себя реализовать. В этом вся беда.