В среду он принял участие во Всероссийской научно-практической конференции, которая собрала полторы сотни ученых, кораблестроителей и бизнесменов, готовых вкладывать немалые средства в перспективные морские проекты. Интересная деталь: первый этап конференции носил виртуальный характер. На интернет-портале Морской коллегии при правительстве РФ поместили три десятка докладов по судостроительной и портовой тематике. Их авторы, похоже, знают, как вернуть стране статус великой морской державы. Вопрос этот непраздный, поскольку последние 10-15 лет мы практически не спускали на воду новые гражданские суда и не занимались модернизацией причалов. В итоге Россия существенно отстала от развитых государств мира.
- У нас почти не осталось собственного торгового флота. Сегодня под Российским флагом ходят примерно около трети кораблей, построенных на отечественных верфях, - привел неутешительную статистику Сергей Иванов.
Конечно, такое отставание наносит урон авторитету страны. А отсутствие эффективной системы регулирования грузопотоков через российские порты еще и оборачивается многомиллиардными убытками. Выход из положения первый вице-премьер видит в системном решении проблемы. Прежде всего надо вплотную заняться реконструкцией верфей и возведением новых портов. Речь идет не только о серьезных финансовых вливаниях в морскую инфраструктуру, хотя без этого не обойтись. Иванов уверен: нам надо создавать такие условия, при которых перевозчик будет сознательно выбирать для доставки или отправления своих грузов именно российские порты. Другими словами, наш комплекс портовых услуг не должен быть хуже зарубежного, а в идеале - и превосходить его.
Кому-то такая постановка вопроса покажется излишне оптимистичной. Но когда в дело включается механизм частно-государственного партнерства, реальность нередко превосходит самые оптимистические прогнозы. Хорошим примером такого взаимодействия в морской сфере Сергей Иванов назвал возведение под Санкт-Петербургом многопрофильного торгового порта Усть-Луга. Строительство там ведется в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". Но бюджетные расходы не превышают 20 процентов, остальные деньги вкладывают перевозчики. В скором времени этот порт превратится в одну из крупнейших на Балтике базу для приема и отправки морских грузов и одновременно - в оборудованный по последнему слову техники логистический центр.
Фактическое возрождение ждет также Мурманский порт. Вкладывать туда деньги есть прямой смысл, поскольку наряду с Находкой только Мурманск не имеет никаких проблем с выходом в Мировой океан.
Естественно, на конференции много говорили о том, какие корабли будут в недалеком будущем бороздить этот самый океан. Образованная по указу президента Объединенная судостроительная корпорация позволит сосредоточить интеллектуальные, производственные и финансовые ресурсы на реализации современных гражданских и военных проектов. Однако Сергей Иванов признал, что "гнаться по всему фронту и производить суда, которые есть у других флотов, Россия не собирается". Стратегия проста: нам нужны в первую очередь высокотехнологичные специализированные корабли, отвечающие потребностям мировых рынков. По мнению первого вице-премьера, к ним, в частности, относятся химовозы, газовозы, платформы для разработки шельфов и танкеры ледокольного типа. На прошлой неделе на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге как раз заложили один из таких танкеров - "Михаил Ульянов". Его строят под конкретный маршрут, который будет заканчиваться у арктического углеводородного месторождения "Приразломное". Но масштабные морские планы так и останутся планами, если в России не появится соответствующая нормативно-правовая база. Вчера Сергей Иванов напомнил, что в условиях рынка только законодательство, а также гибкая таможенная и налоговая политика являются надежным инструментом государственного регулирования морской деятельности. Хоть и медленно, но движение в нужном направлении идет. Например, Госдума в первом чтении приняла проект закона о морских портах.