15.06.2007 02:55
    Поделиться

    Фрадков раскритиковал "дорожные идеи" министра транспорта

    Миролюбивый и назидательный тон премьер-министра Михаила Фрадкова, открывшего вчерашнее заседание правительства, на обсуждение которого был вынесен один из самых мучительных российских вопросов - о дорогах, слишком быстро и явно неожиданно для министра транспорта Игоря Левитина сменился на жесткий и непримиримый. В итоге все идеи главного транспортника так и не были одобрены. Хотя Левитин оптимизма тоже не растерял.

    Как оказалось, у кабинета министров фактически нет никакого представления о необходимости последовательного решения проблемы развития автодорожной сети в стране. Единственное, что точно знают в минтрансе, - где взять деньги на финансирование дорожного хозяйства, используя главный принцип "пользователь платит", и как избавиться от федеральных дорог, которые наиболее загружены и могут принести немалую прибыль частникам, получившим их в свои руки.

    "Ни у кого не возникает сомнения, что это одна из серьезных проблем, которую нам необходимо последовательно, целенаправленно решать", - миролюбиво заметил Фрадков, предваряя рассмотрение мер по развитию автодорожной сети в стране. Действительно, если раньше на строительство дорог, как правило, не хватало денег и на бюджетные средства страна могла позволить себе лишь латать дыры, то сейчас все наоборот: деньги есть, а вот понимания, как и что делать - нет.

    К примеру, на финансирование капитального ремонта мостовых переходов и развитие улично-дорожной сети в городах, а также ремонта автомобильной дороги М4 "Дон" намечено дополнительно выделить из федерального бюджета 100 миллиардов рублей помимо 192 миллиардов на 2007 год и 249 миллиардов в 2008 году. Поэтому Фрадков и призывал членов кабинета министров обсудить вопрос достаточности таких средств на развитие автодорог, международных транспортных коридоров.

    Именно после этого сакраментального вопроса терпение премьера явно лопнуло. "Одобрить мы ничего не можем", - сказал он, выслушав доклад Левитина и признав, что заседание подготовлено не просто плохо, а "спустя рукава". По словам министра, концепция, которая еще не разработана, войдет составной частью в новую программу развития автодорог, а в декабре эти два документа должны быть утверждены правительством "как единый документ". "Честно говоря, не очень понятно", - сказал Фрадков в ответ на разъяснения министра транспорта. "Мы сегодня утверждаем что-то на уровне концептуального подхода, утверждаем основные направления чего-то, чего еще нет. А нет, потому что еще концепция не разработана, которая должна быть в декабре представлена", - заметил глава кабинета министров, добавив, что "этот набор слов начинает немножко нервировать". В общем при обсуждении документов становится ясно только, что "какая-то куча идет, самим непонятная".

    Оценка, выставленная министру транспорта, была явно нелестная, но и аргументов в пользу ее повышения у Левитина не нашлось. Концепцию, которую предложил одобрить Левитин, как признались его коллеги, никто не видел и уж тем более не согласовывал. Равно как и проект программы развития автодорог, которую, как заметил Левитин, минэкономразвития и минфин согласовали с минтрансом. Однако министр финансов Алексей Кудрин заявил, что министерства этого не делали. На что Фрадков призвал министерства "не халтурить".

    - 800 миллиардов вам дали, президент их распорядился дать, оторвав от других тем, и ноль приходит этих денег, потому что не решены нормативные документы, - критиковал премьер "сырые документы" минтранса.

    Не забыл Фрадков и о неэффективном менеджменте в дорожном хозяйстве, на который на Петербургском экономическом форуме ссылался глава минэкономразвития Герман Греф, несколько перефразировав известные российские беды - состояние инфраструктуры и неэффективный менеджмент.

    - Мы из двух наших проблем должны одну-то решить - дороги, с менеджментом мы разберемся, он никуда не денется, как сказал Герман Оскарович, - пообещал Фрадков. - Иначе закопать дороги с нашим менеджментом можно быстро.

    Но ни о том, как бороться с неэффективным менеджментом, ни о том, как быть с плохими дорогами, признался Левитин, представления у него нет. Да и с терминами, которыми оперировал министр, делая доклад, - программа, концепция, развитие дорог, реформирование сети - вышла путаница, лишь добавив сомнения правительству. Главный транснпортник уже и не настаивал ни на обсуждении создания АО "Российские автомагистрали", о котором буквально накануне говорил как о факте свершившемся, ни на концепции, ни на принципе "пользователь платит", вызвавшей возмущение автолюбителей. Да и в предвыборный год это предложение явно из числа непопулярных. Единственное, о чем предупреждал, так это о том, что время уходит: "Если сейчас не одобрим и до декабря не успеем создать концепцию, то 2010 год потеряем". Правда, не совсем было понятно, к кому призыв об ускорении обращает Левитин - к себе или к премьеру. Но Фрадков понял по-своему.

    Да еще и прошлое налогового полицейского, из которого Фрадков в отличие от министерства экономического развития и торговли точно знает об эффективности и коррумпированности в дорожном хозяйстве, явно не давало премьеру покоя. Он вспомнил и о мясной проблеме, призывая понять, по каким таким дорогам идет, к примеру, контрабанда мяса - по обустроенным или нет, чтобы перекрыть все каналы, защищая отечественного производителя. В общем "страна ждет действий", а "мы не понимаем, о чем ваш документ", бросил Фрадков Левитину.

    - Надо не пустить деньги в трубу или на одежду дорожную, а то все голые будем ходить, - не унимался он, видимо, вспоминая о 800 миллиардах на дорожное строительство, о расходовании которых спросят не только с министра, но и с него как премьера.

    Левитин, правда, лишь изредка пытался переубедить главу кабинета министров в необходимости наличия подобного документа, однако попытки не увенчались успехом. Фрадков потребовал доработать и представить к 1 августа в правительство меры, направленные на развитие сети автомобильных дорог в стране, а к 1 декабря - концепцию реформирования автодорожной отрасли. "Одобрять нам сегодня нечего, мы одобряем лишь работу министерства по этой теме, - подвел он итог обсуждения. - А что одобрять? Кудрину ничего не понятно и мне тоже, а остальные - не читали".

    В зале сторонников Левитина не нашлось. Более того, обычно соглашающийся и поддерживающий докладчиков вице-премьер Александр Жуков напомнил, что в докладе не нашли отражение две проблемы - высокие темпы роста цен на стройматериалы и услуги и низкое качество строительства дорог. Он напомнил, что Федеральная антимонопольная служба уже сделала вывод: рынки стройматериалов монополизированы, и предложила ввести биржевую торговлю песком и щебнем для дорожного строительства.

    - Да вы должны кричать об отсутствии нормативной базы, чтобы здесь шум стоял, - заметил Фрадков Левитину на слова министра о том, что деньги, выделенные государством, в регионах не могут быть использованы в силу отсутствия нормативных документов.

    В общем, придав импульс министерству транспорта, Фрадков решил, что без пряника ему все же не обойтись. За проделанную работу по выбиванию денег на дорожное строительство Левитина похвалил, заметив, что он неплохо начал, но ему сложнее, чем остальным. "Вы взяли чемодан, а он может оказаться без ручек, и все будут смотреть, как вы будете его тащить, - заговорил любимыми образами премьер. - А ручка - это нормативы, которые вы должны сейчас выколачивать и строить организационно все, что положено, с ГУПами, акционерными обществами, чтобы потом прокуратура по этому чемодану не шуровала".

    Поделиться