15.06.2007 01:00
    Поделиться

    На Поклонной горе открылась выставка, посвященная 65-летию ленд-лиза

    Старинный виллис, из тех, что предпочитали советские военачальники, военная форма союзнических стран, модели самолетов и судов, участвовавших в знаменитых северных конвоях, документы и плакаты, посвященные Второму фронту.

    В Центральном музее Великой Отечественной войны открылась выставка "Ленд-лиз. 65 лет. Сотрудничество во имя победы". Уникальные документы и экспонаты для новой экспозиции предоставили Авиационный научно-технический центр "Алсиб", который занимается исследованием воздушного моста "Аляска-Сибирь" и музей "Союзники и ленд-лиз".

    Об объективной цене ленд-лиза корреспондент "РГ" беседует с одним из автором композиции, историком Александром Потаповым.

    Российская газета: Сейчас активно правятся и переоцениваются цифры и факты Второй мировой войны. Хотелось бы знать, какой реальный вклад в нашу победу внесли США с их программой ленд-лиза?

    Александр Потапов: Не нужно его ни преуменьшать, как это было раньше, ни преувеличивать, как это делают многие сейчас. Хотя все участники антигитлеровской коалиции высоко оценивали его значение. Так, Иосиф Сталин высказался вполне определенно: "Ленд-лиз - это замечательное изобретение, без которого победа была бы иной".

    РГ: Какой иной?

    Потапов: С гораздо большими жертвами. К тому же поставки по ленд-лизу высвободили около 8 миллионов человек из сельского хозяйства и производства. Их могли мобилизовать на фронт. Ускорила победу и та техника, которая поставлялась нам по ленд-лизу.

    Цифры говорят сами за себя. Только четверть советского парка автомобилей составляли машины, которые поставили нам американцы. Это были "студебеккеры", знаменитые "виллисы", "форды". То есть наиболее известные марки, которые использовались в нашей армии. Кстати, более легкие "виллисы" не только возили командующих, но и использовались в качестве буксировщиков в артиллерии. Как в свое время тачанки.

    РГ: В советских учебниках писали, что поставки по ленд-лизу "составляли лишь четыре процента от произведенного в СССР во время войны". Какие все же на самом деле были объемы поставок?

    Потапов: Во-первых, четыре процента - не так уж и мало. Это 20 тысяч самолетов. А среди них знаменитая "аэрокобра", на которой сражался наш Покрышкин. Или 12 тысяч 600 танков - это 10 танковых армий, пять танковых бригад. Тихоокеанский флот пополнился сторожевыми кораблями: их стало в пять раз больше. Поступили десантные суда, которых вообще не было на вооружении в нашей армии. Больше половины пороха было получено по ленд-лизу.

    РГ: Военное и послевоенное поколения вспоминают ленд-лизовскую тушенку. Вкусная была?

    Потапов: Это на слуху тушенка со сгущенкой. Помните, как в старых фильмах о войне: "Чем закусываете? - Вторым фронтом! Продукты были самые разнообразные. В основном в переработанном виде: окорока, колбасы, бекон, копченая и консервированная птица. В виде полуфабрикатов присылали макароны, пшенную и кукурузную каши. В общем, ленд-лизовские продукты неплохо выручали наших солдат на фронте.

    РГ: Известно, что после войны мы остались должны США. По советским источникам - 9,8 миллиарда долларов, по западным - 11,3. Сейчас этот долг погашен?

    Потапов: Было сразу оговорено, что поставленные материалы, военная техника, оружие, пищевые продукты, уничтоженные или использованные во время войны, не подлежат оплате. К 1960 году почти все страны, кроме СССР, выплатили свои долги по ленд-лизу. По договору Советский Союз должен был выплатить США долг в 722 миллиона долларов. В 1973 году вернули 48 миллионов. В 90-х годах было достигнуто соглашение о погашении долга по ленд-лизу к 2030 году. Легко посчитать, что сейчас мы должны США около 670 миллионов.

    РГ: Что, на ваш взгляд, самое интересное в новой экспозиции?

    Потапов: То, что много новых экспонатов предоставил не так давно созданный музей "Союзники и ленд-лиз", который располагается при московской школе 1262. Это и форма американских и английских солдат, и обмундирование сержанта Красной Армии.

    Поделиться