Новости

15.06.2007 02:00
Рубрика: Культура

Не для стадионов

Сохранить "таинство" авторской песни предлагает знаменитый бард Александр Городницкий

 

 

На пятом, юбилейном фестивале авторской песни "Рамонский родник" жюри возглавлял известнейший бард, на чьих песнях выросло не одно поколение, ученый-океанолог с мировым именем - Александр Городницкий. Маэстро поделился с "РГ" своими размышлениями о судьбах авторской песни.

Российская газета | Александр Моисеевич, сегодня беседовали с одним из давних поклонников бардовской песни, который высказался в том смысле, что такое многолюдье, какое сейчас наблюдается на "Рамонском роднике", этому песенному жанру не нужно. Мол, слишком много "лишних людей", которые "не в теме" - просто приехали отдохнуть и повеселиться...

Александр Городницкий | Я считаю, что фестиваль - это, прежде всего, праздник песни. И если это праздник, то на нем должно быть много людей. Другое дело, что форматы проведения фестиваля могут быть разные. За свою достаточно долгую жизнь я был председателем жюри на многих фестивалях, включая 30 лет председательства на Грушинском - самом большом в мире, где, к слову сказать, собираются триста тысяч человек, из-за чего он и стал абсолютно неуправляемым. И очень внимательно отношусь к небольшим фестивалям - таким как "Рамонский родник" (до 15 тысяч человек - это немного), именно поэтому я приехал сюда, а не в Нью-Йорк, где как раз в это время должен быть, и не в Коломенское, где также много лет председательствую в жюри. Здесь интересно потому, что на небольшом фестивале можно разглядеть какие-то лица, услышать кого-то...

Возвращаясь к вашему вопросу: на фестивалях обычно ставят две взаимоисключающие задачи. Первая - провести конкурс для тех, кто приехал, чтобы представить свои песни большой аудитории и, может быть, стать лауреатом. Вторая задача - организовать творческие мастерские или мастер-классы: чтобы молодые авторы выбрали из приехавших членов жюри и гостей тех, чье мнение им интересно, и обсудили с ними свое творчество. Для пишущих - момент очень важный, но остальным людям, которые приехали сюда послушать песни и отдохнуть, все это до лампочки - тут ваш собеседник абсолютно прав. Однако надо, наверное, находить некий компромисс: с одной стороны, необходимо сохранить обстановку праздника, с другой - сделать мероприятие полезным для авторов. Поскольку наша беда сегодня в том, что дико растет количество графоманов, которым некому объяснить, что их творчество - это плохо.

РГ | На "стихотворном" мастер-классе вы сказали, что кризис авторской песни во многом обусловлен отсутствием сильных поэтов...

Городницкий | Да, именно по этой причине общий уровень песен резко упал. Вот на подобного рода фестивалях как раз и хотелось бы привить людям пишущим и слушающим вкус, чтобы они могли отличать хорошие песни от плохих. Одна из главных задач фестивалей на сегодняшний день - противостоять массовой культуре и насаждаемому ею дурновкусию, находить какие-то элементы духовности в том, что сегодня называется авторской песней. Почему называется? Потому что авторская песня - как я ее пониманию - умерла и осталась в истории литературы 20 века. Визбор, Окуджава, Высоцкий - это поэты с гитарой в руках. Сегодня авторская песня превратилась в самодеятельную эстраду - но даже и на этом пути надо поставить некий художественный ценз, планку. Я по мере своих сил пытаюсь это сделать, но как поется в песне, "на всех на них одна моя мама - только что она может одна?".

РГ | Так почему же сегодня не появляются авторы, сопоставимые с Визбором или Окуджавой?

Городницкий | Вопрос не ко мне, а к Господу Богу. Возможно, это связано с кризисом духовности, который не мог не отразиться на авторской песне, и с отсутствием сильных личностных центров. Возьмем авторов минувшего века: Галич - личность? Безусловно. Высоцкий - яркая личность. А сейчас таких личностей не только в песне нет, но и другие сферы ими не избалованы. Хотя есть немало талантливых людей: начиная от учительницы из-под Рязани Ольги Чикиной, заканчивая Олегом Медведевым из Иркутска. Но, к сожалению, не они делают погоду. Тенденция такова, что исполнители вытеснили авторов вообще: да, они хорошо, технично играют, но - всякую лабуду. Гитарная поэзия в России сегодня не востребована - и это грустно.

Даже если взять таких талантливых авторов-исполнителей, которые лично мне нравятся, - Розенбаума и Митяева, то это уже эстрада и шоу-бизнес. А все, что в шоу-бизнесе, ориентировано на коммерцию и "развлекаловку" и, таким образом, сразу же уходит из разряда духовности. Авторская же песня - это задушевная интонация, которая - не для стадионов. Авторская песня и шоу-бизнес - две вещи несовместные: одно отличается от другого, извините за грубое сравнение, как любовь Ромео и Джульетты (сокровенная тайна двоих) от группового секса на публике.

РГ | То есть авторской песне не нужна большая сцена?

Городницкий | Нет, может быть, и нужна: если много людей хотят слушать Окуджаву или Высоцкого. Но сцена не должна быть рассчитана на низменные потребности толпы - на то, чтобы можно было, дергаясь, петь "я танцую пьяным на столе - дуба-дуба-е". Авторская песня должна воспитывать в людях позитивное отношение к окружающим, к любви, к природе, к Родине. И я очень надеюсь, что нынешний кризис этого жанра - процесс конечный: не может быть, чтобы в такой духовно богатой стране этот порядок рано или поздно не поменялся.

РГ | Александр Моисеевич, а как чувствует себя авторская песня в эмиграции - вы говорили, что собираетесь посвятить этой теме отдельную книгу?

Городницкий | Не совсем так. К своей книге "След в океане", которая выдержала шесть изданий, я собираюсь дописать четыре главы, одна из которых - "Над Канадой небо сине" - как раз об авторской песне в эмиграции. Представьте, вы приезжаете в другую страну, ваши дети говорят по-английски или по-немецки и, постепенно становясь англичанами или немцами, даже как-то начинают стесняться вас - малокомфортная ситуация... В марте мы с Ольгой Владимировной Окуджавой летали в Калифорнию, где я был председателем жюри на фестивале, посвященному Булату Окуджаве, так вот там авторская песня - это одна из форм сохранения русской культуры и русского языка. Мы же не замечаем этой "питательной среды", так же как не замечаем кислорода, которым дышим. А я вот 15 раз погружался на дно океана в аппарате, где запасы воздуха рассчитаны на 36 часов, - там каждый глоток замечаешь. Так и в эмиграции люди начинают особенно ценить свой родной язык. Там, где родители поют авторскую песню, ее начинают петь дети - и понимают уникальность и богатство русской культуры.

Беседовала Лариса Карташова

В регионах Культура Музыка Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область