В суде рассматривался иск компании Globe Nuclear Services and Supply GNSS, Limited (США) к российской компании "Техснабэкспорт" (сто процентов акций в собственности государства) о взыскании 1 миллиарда долларов за якобы "упущенную выгоду". GNSS, напомним, была создана в 1991 году как совместное предприятие с участием российских производителей и экспортеров урановой продукции. В 1998-1999 годах, когда у руля минатома был Адамов, контроль над компанией перешел к иностранным офшорным компаниям при обстоятельствах, которые являются сейчас предметом уголовного дела, рассматриваемого в Замоскворецком суде Москвы.
Несколько лет GNSS выступала посредником между российским "Техснабэкспортом" и американскими компаниями в поставках урана по российско-американскому соглашению ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран - низкообогащенный уран). В 2003 году минатом провел комплексную ревизию того, как исполняется это соглашение, и определил, что система контрактов, заключенных в 90-е годы с группой крупнейших западных компаний и компанией GNSS, далеко не во всем отвечает российским государственным интересам.
О таких выводах была своевременно проинформирована администрация США. Тогда же в ходе межправительственных консультаций решение минатома нашло понимание в Белом доме. Группа западных компаний после нескольких месяцев переговоров тоже признала приоритет общечеловеческих ценностей разоружения над коммерческими интересами корпораций и согласилась на изменение контракта и сокращение объема продаж. Правительства Российской Федерации и США закрепили достигнутые результаты, обменявшись дипломатическими нотами.
Однако компания GNSS, которую контролировали российские граждане - доверенные люди бывшего министра Адамова, заняла другую позицию - стала судиться с "Техснабэкспортом". После трех с половиной лет арбитражного разбирательства суд в Стокгольме признал правомерными действия российской стороны. В материалах, которые были представлены следственными органами России и США, судьи обнаружили свидетельства сговора с целью вывода государственных средств от продажи урана в пользу частных лиц. В результате подавшая иск компания не только не получит вожделенной компенсации, но еще и сама должна будет раскошелиться на 6 миллионов долларов, чтобы возместить судебные издержки российской стороне.
По словам Тимура Аиткулова из юридической компании "Клифорт Ченс", представлявшей интересы "Техснабэкспорта" в суде, это одно из редких дел в практике международного коммерческого арбитража, когда "арбитры рассматривали уголовно-правовые аспекты поведения лиц и применяли их к действию гражданско-правового контракта". Представленные в суд доказательства противоправных действий министра и его подчиненных позволили сделать вывод о наличии сговора и признать недействительным контракт, заключенный в подобных обстоятельствах.
Тем временем сам Адамов поспешил заявить, что суд в Стокгольме "дискредитировал себя", отклонив иск американской компании. "Может быть, это решение станет прецедентным в том смысле, что Стокгольмский суд подмочил свою репутацию", - по горячим следам процитировало его слова РИА "Новости". И вчера экс-министр упрямо твердил журналистам, что "в основу решения Стокгольмского арбитражного суда положена ложь. Такая же ложь лежит и в основе рассмотрения моего дела в московском Замоскворецком суде". Однако бывшие партнеры и визави Адамова на переговорах в США считают иначе. "Я уверен, что решение арбитража справедливо и может стать примером для разрешения подобных споров между компаниями двух стран в будущем", - заявил вице-президент ядерной генерирующей корпорации EXELON Джеймс Мэллоун. Его компания получает сейчас российский уран по контракту ВОУ-НОУ через монопольного поставщика - американскую компанию USEC. Раньше они получали уран и через GNSS.