Лауреат Госпремии Александр Коновалов в гостях у "РГ"

12 июня президент страны Владимир Путин вручал в Кремле Государственные премии. Среди лауреатов был вчерашний гость нашей редакции академик РАН и РАМН, директор НИИ нейрохирургии имени Бурденко, выдающийся нейрохирург Александр Коновалов.

А разговор на "Деловом завтраке" начался... с конкурса Чайковского, который сейчас проходит в Москве. На открытии был замечен Александр Николаевич.

Российская газета: Как вам понравился Первый концерт Чайковского?

Александр Коновалов: Я ходил слушать Николая Луганского. Фантастический пианист! Я не настолько меломан, чтобы ходить на все концерты. А тем более судить об исполнителях. Но мне повезло, что на его концерт я попал. Он действительно удивительный пианист.

РГ: Когда вы получали в Кремле Госпремию, вы сказали, что здоровье - это счастье...

Коновалов: Не совсем так. Я сказал, что без здоровья счастья нет. Хотя здоровых людей очень и очень мало.

РГ: Значит, и по-настоящему счастливых тоже очень и очень мало?

Коновалов: В меру счастливые есть. Не до конца.

РГ: Национальный проект "Здоровье", который мы осваиваем вместе с правительством, чиновниками, медиками...

Коновалов: Интересно, как вы его осваиваете?

РГ: Информационно осваиваем. На ваш взгляд, на взгляд человека этой системы, прибавил ли проект медицине здоровья? Прибавил ли он народу здоровья?

Коновалов: Это провокационный вопрос. Давайте на информационном уровне и остановимся...

Многое, что касается нейрохирургии, держится в тайне. Вот был проект создания одного центра. Но... потихонечку этот проект сократили. К тому же создание просто центров на пустом месте мало что дает. Кто в них станет работать?

РГ: Это очень чувствительная проблема. Как вы думаете, придет ли время и на каких условиях может начаться движение столичных специалистов высочайшего уровня из Москвы в российские регионы?

Коновалов: Я убежден, что профессионалов много. В разных местах есть великолепные врачи. А вот условия для их работы разные. Надо создавать более или менее близкие условия, тогда и медицина будет другая. У нас исторически сложилось так, что где-то в центре, в столице есть все, а на периферии пусто. Но в этом есть и большой смысл: огромная страна, рассредоточить все по ней равномерно невозможно. Да и экономически это невыгодно. Проще собирать людей в отдельных центрах, поддерживать центры на высоком уровне, а не распылять всю медицину.

РГ: В вашем НИИ лечился нобелевский лауреат академик Ландау. Его пребывание в центре стало началом важнейшего раздела современной нейрохирургии - нейрореанимации...

Коновалов: Действительно, его спасение стало неким импульсом для развития этого раздела медицины. Ландау попал к нам после тяжелейшей катастрофы. Лежал у нас много месяцев. Сперва без сознания, на искусственной вентиляции легких. Его лечили и наши, и зарубежные специалисты. Чтобы спасти, чтобы "вытащить" Ландау, потребовалось освоение новых, ранее неизвестных методов лечения. Они-то и стали основой нейрореанимации.

Подробнее о беседе в редакции с академиком Александром Коноваловым мы расскажем в одном из ближайших номеров.