18.06.2007 00:00
    Поделиться

    В Москве впервые покажут "Пеллеаса и Мелизанду"

    Сегодня в Москве впервые покажут "Пеллеаса и Мелизанду"

    Музыкальный академический театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко подготовил премьеру оперы Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда". Программное произведение французского музыкального импрессионизма, появившееся на свет на рубеже XIX-XX веков, практически не имеет сценической истории в России.

    Первая и до сегодняшнего вечера последняя постановка оперы была осуществлена в 1915 году в Петрограде. Шла Первая мировая война, и спектакль Театра музыкальной драмы не вызвал широкого отклика. После этого опера звучала в концертном исполнении в Москве и Ленинграде, однако театры к ней более не обращались.

    Многолетний долг призвана вернуть совместная постановка Музыкального театра, Международного театрального фестиваля им. Чехова, в рамках которого состоится премьера, и Французского культурного центра в Москве. Вклад французской стороны заключается в приглашении постановочной группы. Спектакль поставил известный режиссер Оливье Пи, возглавивший недавно один из самых авторитетных драматических театров Франции - парижский "Одеон". Автором сценического оформления и костюмов стал постоянный соавтор Пи, художник Пьер-Андре Вейц. Дирижирует спектаклями прославленный маэстро Марк Минковски, один из лучших в мире интерпретаторов французской музыки разных эпох. Именно ему была доверена юбилейная постановка оперы в 2002 году, когда вся Франция отмечала столетие со дня премьеры "Пеллеаса и Мелизанды". В Москве Марк Минковски работает с оркестром и хором Музыкального театра и международным составом солистов. Заглавные партии исполняют солисты из Франции. Пеллеаса поет Жан-Себастьян Бу, Мелизанду - Софи Марен-Дегор. В роли ревнивого мужа Мелизанды Голо выступает Франсуа Ле Ру.

    Имя этого певца вот уже два десятилетия неразрывно связано с оперой Дебюсси. В 80-е годы он считался лучшим в мире Пеллеасом. В творческой биографии Ле Ру более сотни спектаклей "Пеллеаса" во многих странах мира. Его блистательная интерпретация этой партии запечатлена на видео- и аудиозаписях, самая известная из которых - студийная запись фирмы "Дойче граммофон" под управлением Клаудио Аббадо.

    В середине 90-х, когда голос Ле Ру приобрел более "темное" звучание, он перешел на партию Голо и добился в новом амплуа столь же прочных позиций. Вокалиста по праву называют главным специалистом по Дебюсси на сегодняшней оперной сцене, хотя репертуар Ле Ру гораздо шире: он поет французскую и итальянскую классику, музыку барокко и сочинения современных авторов. Но, что вполне естественно, в своем интервью "РГ" он говорил в основном о Дебюсси, ведь ему довелось стать участником исторического события - возвращения "Пеллеаса и Мелизанды" в Россию.

    Российская газета | Вы провели в Москве почти месяц, в течение которого продолжались репетиции. Может быть, вы нашли за это время ответ на вопрос: почему эта замечательная опера так долго не ставилась в России? Может, мы как-то не так устроены?

    Франсуа Ле Ру | Мне кажется, вам не стоит посыпать голову пеплом. Если мы посмотрим, кто занимает в мире ведущие позиции среди инструменталистов, исполняющих музыку Дебюсси, то среди них тоже мало русских, даже среди пианистов. Думаю, что просто мало кто приезжал сюда, чтобы передать свое понимание музыки Дебюсси. Его стиль очень своеобразен, и нужно его долго изучать, практиковаться в нем, даже французам. Что касается вокала, то это утверждение верно вдвойне. У нас до сих пор люди делятся на два клана: одни обожают Дебюсси, другие его ненавидят. Одни говорят: ну это какая-то ерунда, это же не опера, там нечего петь, это наполовину разговор. Такое разделение было всегда. Со временем клан противников Дебюсси становится малочисленным, теряет сторонников. Но оппозиция, непонимание всегда остаются.

    Мне кажется, "Пеллеас" отличается от всего того, что существовало до и после него в опере. У него нет продолжателей и последователей, он остается уникальным. Если говорить о том, кто был близок Дебюсси, то в первую очередь надо назвать Мусоргского.

    РГ | Дебюсси ведь говорил, что его "Пеллеас" вырос из "Бориса Годунова".

    Ле Ру | Да, совершенно верно. Не забывайте, что Дебюсси дважды приезжал в Россию, и первая из этих поездок очень повлияла на него. Он был музыкантом в доме госпожи фон Мекк...

    РГ | Той самой, которая субсидировала Чайковского.

    Ле Ру | ...аккомпанировал ее дочери, был влюблен в нее. Так что у Дебюсси был целый роман с Россией. Когда я ехал сюда, я думал, что здесь все должны превозносить Мусоргского. К моему удивлению, оказалось, что композитор номер один в России - это Чайковский. А для нас - я имею в виду Англию, Германию, Францию - именно Мусоргский воплощает понятие Русский композитор с большой буквы. Не подумайте, что я недооцениваю Чайковского. С ним тоже все о'кей, это, безусловно, великий композитор, но он не абсолютно русский, он более интернациональный.

    РГ | Да, он более европеец по своему стилю, и как раз это, мне кажется, привлекает русскую публику.

    Ле Ру | Мусоргский больше рассказывает нам о душе русского народа, может быть, больше, чем вам здесь, я не знаю.

    РГ | Думаю, то, что вы говорили о сторонниках и противниках музыки Дебюсси во Франции, можно повторить и о нас применительно к музыке Мусоргского.

    Ле Ру | Мне кажется, это как раз тот случай, когда масштаб лучше оценивать с дистанции. Когда ты находишься наедине с собой, ты не можешь понять, каков ты есть. Нужен человек со стороны, который бы сказал тебе это.

    РГ | Сегодня у нас есть возможность посмотреть со стороны на французскую музыку. Какое место занимает в ней Дебюсси?

    Ле Ру | Дебюсси уникален во всем. Он не пытался создать новую оперу, новую драматургию. Он искал нового слышания. К нему нельзя подходить с обычными критериями: о, как мило, как красиво... Его музыка проникает внутрь тебя и прорастает внутри твоего сознания необыкновенными цветами. Дебюсси умер в 1918 году - очень давно. Но до сих пор он остается очень-очень современным композитором. Это касается и "Пеллеаса", и "Игр", его последнего симфонического сочинения, и "Мученичества святого Себастьяна". Дебюсси был великим учителем - не в консерваторском смысле, а в смысле умения жить, слышать, дышать. В каждом персонаже "Пеллеаса" есть частичка Дебюсси, даже в пастухе, который произносит лишь несколько слов. Его музыка гуманистична, но не в том смысле, что это - хороший парень, а тот - плохой. Для него каждый человек уникален, каждый человек - загадка. Тайна - это то, что мы должны искать и уважать в человеке.

    РГ | Неужели после двадцати лет, прожитых бок о бок с героями Дебюсси, для вас остались какие-то тайны?

    Ле Ру | Поверьте, да. Сегодня во время генеральной репетиции последняя сцена оперы показалась мне необыкновенно волнующей, как будто я ее услышал впервые. Сам не знаю, почему.

    Поделиться