В Астане прошла встреча стран - участниц Глобальной инициативы России и США по борьбе с ядерным терроризмом. Ее итогом стало принятие детальной программы совместных действий на ближайшие десять лет. О подробностях мероприятия в интервью "Российской газете" рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк.
Российская газета | Как вы оцениваете результаты третьей конференции стран -участниц Глобальной инициативы?
Сергей Кисляк | Конференция в Астане подвела итог большой работы по разработке и запуску Глобальной инициативы как многостороннего механизма взаимодействия в борьбе с международным терроризмом. Она заложила основу для дальнейшей серьезной работы в этом формате. У нас большие планы, планы коллективные. Многие страны - участники инициативы предлагают различные мероприятия для налаживания практической совместной работы в этой области с тем, чтобы не оставить террористам ни одного шанса использовать ядерную энергию в преступных целях. Речь прежде всего идет о совместных учениях, обмене информацией, проведении конференций и семинаров.
Я хочу особо подчеркнуть важность нашей работы для всего мира. Ведь к Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, выдвинутой Россией и США перед саммитом G8 в 2006 году в Санкт-Петербурге, к настоящему моменту присоединилось 51 государство.
РГ | Вам не кажется, что разговоры об угрозе ядерного терроризма преувеличены? Ведь до сих пор террористы не взорвали ни одной ядерной и даже "грязной" бомбы?
Кисляк | К сожалению, современный терроризм опасен тем, что его целью являются человеческие жизни. Он стремится запугать политические силы и влиять на развитие ситуации в мире. Я боюсь, что террористы не остановятся ни перед чем, если у них будет возможность воспользоваться инструментами для убийства людей. В мире накоплено немало ядерных материалов. Стран, развивающих ядерную энергетику, также очень много. Именно поэтому Россия и США запустили идею Глобальной инициативы, цель которой - повысить осознание государствами собственной ответственности за обеспечение сохранности ядерных материалов и предотвращения несанкционированного доступа к ним.
РГ | Какую оценку участники Глобальной инициативы дают развитию ядерной программы Ирана? Считают ли они, что с Ираном можно будет договориться по этому вопросу, не прибегая к военной силе?
Кисляк | Проблема ядерной программы Ирана по-прежнему остается трудной. У нас нет никаких доказательств того, что эта страна занимается созданием ядерного оружия. Но есть вопросы относительно характера ядерной программы Тегерана.
Иранские власти до сих пор не пошли на сотрудничество с МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН. Из-за этого у обеих организаций сохраняется недоверие к ядерной программе Ирана, которая в течение последних 20 лет развивалась в закрытом режиме. Однако мы не считаем эту проблему безнадежной. Она будет решена дипломатическим путем через переговоры.
Мы надеемся, что Иран найдет возможность по-новому работать с МАГАТЭ, сделает более транспарентной свою ядерную деятельность и восстановит к себе доверие. Если эти ингредиенты сложатся, то тогда через определенный промежуток времени вопрос о характере ядерной программы Ирана останется позади.