Напомним, что в прошлом году президент подписал Закон "Об автономных учреждениях", опубликованный в "Российской газете" от 8 ноября 2006 года, тем самым утвердив создание нового типа юридического лица. Основная деятельность АУ будет носить некоммерческий характер, и действовать они будут наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в отличие от них будут обладать большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе. По сути, все они останутся государственными, но больше не будут работать по утвержденной сверху смете.
Для них в отличие от бюджетных учреждений поменяется источник финансирования. На смену утвержденной смете доходов и расходов придет финансирование в форме субвенций и субсидий, из государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом. Деньги будут даваться единым куском, и никто не станет расписывать, сколько тратить на зарплату людей, а сколько на оргтехнику. В этой связи АУ будет иметь более широкие права в сфере хозяйственной деятельности, чем бюджетное учреждение, но и ответственность за это у него будет тоже больше.
Согласно закону АУ может быть создано путем учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Предложение о создании АУ вторым путем должно быть представлено по форме, предусмотренной правительством, которая сегодня и публикуется на страницах газеты.
В первую очередь для создания АУ согласно документу должны быть представлены обоснования создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг. Второе, это общие сведения о существующем государственном или муниципальном учреждении, полное его наименование, место нахождения, почтовый адрес, фамилия, имя, отчество руководителя, сведения о собственнике имущества. Далее предоставляются сведения об имуществе этого государственного или муниципального учреждения. В частности, общая балансовая стоимость нефинансовых и финансовых активов (на последнюю отчетную дату), сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения, и так далее.
Напомним, что порядок рассмотрения предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений определяется правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.
Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятия или уменьшения имущества.