Правительство поддержало предложение депутатов установить дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых по углю. Напомним, что соответствующие поправки были одобрены комитетом Госдумы по бюджету и налогам. В конце июня парламент должен рассмотреть законопроект в первом чтении, однако в силу он вступит не раньше 2009 года.
Поправками предлагается ввести дифференцированный порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче угля. По замыслу разработчиков, это решение должно способствовать созданию благоприятных экономических условий для реализации программы технического перевооружения организаций угледобычи. А также повысить конкурентоспособности угольного топлива на внутреннем рынке.
Поправками предусмотрен переход от адвалорной к специфической ставке НДПИ по двум видам углей: коксующемуся углю (40 рублей за тонну) и остальных углей (9 рублей за тонну). Установление двух уровней специфической ставки отражает наличие двух принципиально различных рынков угля с кратно отличающимся уровнем цен, отмечают разработчики. Значения ставок НДПИ (40 рублей за тонну и 9 рублей за тонну) определены исходя из условия не ухудшения налоговых условий для большинства угледобывающих предприятий.
Также предлагается использовать поправочные коэффициенты. Эти коэффициенты характеризуют географическое положение участка, метанообильность и склонность к самовозгоранию пластов. Ставка НДПИ последовательно перемножается на понижающие коэффициенты.
Для коксующегося угля, добываемого в Европейской части России, географический коэффициент равен единице, в Коми - 0,7, в Западной Сибири - 0,5, в Восточной Сибири - 0,3. На Дальнем Востоке и Таймыре географический коэффициент и, соответственно, ставка НДПИ для обычного угля равна нулю. Коэффициент, учитывающий метанообильность, рассчитывается по специальной формуле. Коэффициент, учитывающий склонность пластов к самовозгоранию, зависит от категории пластов: для не склонных к самовозгоранию он равен 1, для склонных - 0,5, и для весьма склонных - 0.
В отдельных регионах рекомендуется принять дополнительную дифференциацию НДПИ внутри районов с учетом разницы в горно-геологических, технических условиях добычи, включая условия безопасности труда. Технологические различия в добыче угля не учитываются при дифференциации налогообложения.
Отметим, что в силу высокой степени износа значительной части основных производственных фондов угледобычи для предприятий отрасли характерен низкий уровень амортизационных отчислений. В среднем по отрасли фактически уплаченный в 2006 году НДПИ составляет около 60 процентов от суммы амортизации. При этом в зависимости от состояния производственных фондов эта доля изменяется по предприятиям от 20 - 30 до 200 и более процентов.
Годовая потребность отрасли в инвестициях в добычу угля в период 2008 - 2010 годов оценивается в зависимости от варианта развития от 18 до 25 миллиардов рублей.
Реализация положений предложенного законопроекта за счет сокращения налоговых затрат позволит увеличить годовую сумму собственных средств предприятий на 2,2 - 2,7 миллиарда рублей, которые в том числе будут направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности в добыче угля и решение социальных проблем угледобывающих регионов. На 20 - 25 процентов будет решена задача обеспечения инвестиционных ресурсов. Таким образом, применение при исчислении НДПИ понижающих коэффициентов окажет существенное влияние на инвестиционные возможности угледобывающих предприятий, считают разработчики закона.
Однако все это будет сделано за счет казны. Сумма ежегодных выпадающих доходов консолидированного бюджета при введении дифференциации НДПИ составит 2,7 миллиарда рублей. Для сравнения: фактические поступления НДПИ при добыче угля за 2006 год составили около 5 миллиардов рублей. Правда, как обещают депутаты, выпадающие доходы будут в рамках планового трехлетнего периода компенсированы за счет налоговых поступлений, ожидаемых в результате вступления законопроекта в силу.
Так, сумма дополнительных поступлений в консолидированный бюджет за 2008 - 2010 годы за счет деятельности предприятий самой угольной отрасли оценивается в 730 миллионов рублей. Кроме того, использование угледобывающими предприятиями высвободившихся в результате дифференциации НДПИ денежных средств при сокращении налоговой составляющей себестоимости добычи угля расширяет налоговую базу по прибыли. Увеличение поступлений по налогу на прибыль в результате составит 860 миллионов рублей.